Март Лаар: глупо утверждать, что независимость вернул какой-то политик или партия
Март Лаар пишет, что независимость Эстонии вернул народ длившимся десятилетия сопротивлением и глупо утверждать, что это сделала та или иная партия, представительское собрание или политик.
"Со дня восстановления независимости исполняется 25 лет. Не могу даже поверить, что годы прошли так быстро. Ведь это было только что. Во всяком случае тогдашние события и настроения живы в памяти и, очевидно, останутся такими до самой смерти. Воспоминаний много, но сейчас я бы выделил два момента.
Во-первых, смелость в принятии решений. Хотя нельзя сказать, что тогдашние лидеры Эстонии с разорванными на груди рубахами лично преграждали дорогу танкам, вечером 20 августа 1991-го было совсем неясно, как будут дальше развиваться события. Вместо охапок цветов, рукоплесканий казалось гораздо более вероятным вариантом, что российские войска захватят власть и нужно будет уйти в подполье, чтобы начать там развивать движение сопротивления.
В любом случае, наверное, никто не верил, что конец империи может быть таким быстрым и практически бескровным. В это, казалось, не верили и те люди, которых я видел тем же вечером в Таллинне на баррикадах и у Теледома, чтобы защищать здесь свой последний город. Я сам тем вечером долго гулял по городу, осматривая подготовленные конспиративные квартиры и распределяя средства связи, которыми уже была установлена связь с западом. Это процесс оказался очень приятным, поскольку по дороге я встречался с людьми, которые сами незамедлительно предлагали свое жилье в качестве конспиративной квартиры, как, например, Сигне Киви. Все это очень хорошо запомнилось.
При виде других людей особенно отчетливо стало ясно и то, насколько глупо звучавшее в некоторых местах утверждение, что та или иная партия, представительское собрание или политик был тем, кто вернул Эстонии независимость. Это все-таки был эстонский народ, и независимость вернуло длившееся десятилетия — и совсем не бескровное — сопротивление чужой власти. Разумеется, было бы неправильно отрицать смелость в принятии решений тех людей, которые это решение все-таки в конце концов приняли. В этот момент они просто заняли свое место, и я рад, что я был в их числе.
А отсюда следует вторая мысль. А именно, если мы благодарим весь эстонский народ за восстановление независимости, нам нет смысла позднее считать какую-то его часть глупой или даже бестолковой из-за выражения тех или иных взглядов. Эстонскую Республику все-таки восстановили для того, чтобы у людей там была возможность высказывать, что они считают правильным, и тогда, когда это не нравится находящимся у власти. И тогда, когда это не нравится мне. Это и есть Эстонская Республика, это мы все вместе, и благодаря этому я рад и могу поздравлять всех с 25-летием".