История жительницы Таллинна: кутузка вместо отдыха под пальмами
Прилетев в Египет, жительница Таллинна узнала, что она — персона нон-грата, пишет "МК-Эстония".
В самом начале нынешнего сезона полетов к теплым морям гражданка Эстонии Ирина Петрова пережила приключение, которого врагу не пожелает. Вместо отдыха на пляже она провела сутки в закрытой зоне аэропорта и была вынуждена вернуться домой. Мы разобрались, как такое возможно и что можно предпринять в аналогичной ситуации.
”Как и многие жители нашей страны, всегда стараюсь вырваться с семьей ”на юга”, — рассказывает Ирина. — А тут такое удачное предложение — горящая путевка, чартерный рейс через турфирму на 12 дней в Египет, все включено. И всего 700 евро на троих!”
5 апреля Петрова вместе с матерью и 7-летним сыном вылетела на отдых в Хургаду.
”Самолет прилетел в десятом часу вечера, — вспоминает женщина. — Купила три визы по 25 долларов, и мы отправились на паспортный контроль. Я была совершенно спокойна, ведь до этого бывала в Египте уже четырежды. Но на этот раз все пошло не так. Ребенка и бабушку пропустили, а меня, пропустив, вдруг попросили вернуться и отойти в сторонку”.
Хоть не та, но Ирина и Петрова
”Подошел какой-то человек и велел следовать за ним, — продолжает Ирина. — Мой паспорт вновь принялись рассматривать, спросили, говорю ли по-английски. Ответила, что не на таком уровне, чтобы объясняться по серьезным делам. В речи египтян я четко различала слово ”Израиль”, меня расспрашивали, не оттуда ли я родом, бывала ли там. Мой ответ, что я русская, родилась и всю жизнь живу в Эстонии, а в Израиле никогда не бывала, египтян как будто не очень устроил. Наконец явился местный представитель турфирмы, который хоть что-то перевел на русский язык. Впрочем, единственное, что я поняла с его слов, так это то, что Ирине Петровой въезд в Египет запрещен”.
Возмущение на тему ”мало ли в мире Ирин Петровых”, может, стоит сравнить ее фото с портретом нежелательной Ирины, проверить отпечатки пальцев, действия не возымело. Ничего не объясняя, ее стали водить по кабинетам… Прошло несколько часов. Автобус, на котором семейство должно было отбыть на курорт, уехал, мама с сыном сидели по ту сторону проверки, а Ирине объявили: в визе отказано, надо возвращаться домой.
Деньги за визу не вернули, паспорт забрали. Хорошо хоть под конвоем дали попрощаться с матерью и ребенком. Им Ирина сказала, что их отвезут, а она разберется и вскоре присоединится к ним. Собрав чемоданы заново так, чтобы в одном оказались вещи матери, а в другом — ребенка и бабушки, путешественники расстались.
”Отдых” без ”все включено”
Представитель турфирмы привез ей две бутылки воды, булку, две нарезки колбасы — позже выяснилось, что за все это заплатила мама Иры.
Прилетели они в Египет во вторник, ближайший самолет пообещали в субботу. Правда, отметили, что поищут возможность отправить раньше. А пока Ирину в два часа ночи отвели в огороженную, похожую на тюремную, зону аэропорта. Там она увидела только скамьи и бородатого мужчину, с которым охранники разговаривали по-арабски.
”Первые сутки я не спала, прилегла только на второй день, когда организм не выдержал нагрузки. Распаковала чемодан и устроила себе ложе из платьев. У меня телефон древний, интернета нет, зарядку я отдала маме, так что на звонках пришлось экономить. Позвонила сестре, подруге в Таллинн — они обещали помочь. На следующий день сообщили, что связались с Министерством иностранных дел в Эстонии и с консульством в Каире”, — описывает Петрова.
Ее никуда не выпускали. Пару раз охранники предлагали чай. Они же сказали, что наш МИД якобы позаботился (хотя никто из его представителей Ирине ни разу не позвонил, не встретился с ней), и в аэропорту для нее все сделают, но… за ее деньги. Один раз, когда она попросила кофе, ее вывели в бар. 4 евро чашка, 5 евро — маленькая бутылка воды.
К счастью, для Петровой нашелся билет на четверг — опять же, за ее средства. Телефон к тому времени разрядился (в Таллинне Ирине выставили счет — только за одни сутки 130 евро). Паспорт вернули непосредственно перед посадкой, куда привели тоже под конвоем, как арестанта — под взглядами загорелых соотечественников она готова была под землю провалиться.
Никто ни за что не отвечает
В Таллинне Ирина позвонила в МИД с вопросом ”что это было?”. Ей дали понять, что с Египтом у Эстонии отношения нормальные, поэтому наши чиновники о Петровой не особо беспокоились.
”Решение о том, пропускать кого-либо в страну или нет, выносит принимающая страна, это является ее суверенным правом, — прокомментировал коммуникационный отдел МИД ЭР тему защиты граждан от подобного рода происшествий. — Процедуры, связанные с принятием данного решения, проводят миграционная или пограничная службы страны, которые вправе проверить, какова цель поездки, соответствует ли обозначенная в документах цель действительности, имеются ли у ходатайствующего о визе лица какие-либо правонарушения и т. п. Чтобы избежать таких ситуаций, можем посоветовать тщательно изучать правила получения визы, требования страны, куда планируете отправиться, и следовать им”.
”Ни одной официальной причины, по которой египтяне могли отказать в визе именно этой Ирине Петровой, не было, — констатирует юрист Центра информации по правам человека Елена Ежова. — Среди таких причин — посещение Израиля, срок действия паспорта, поездка не в туристическое место, деятельность, угрожающая безопасности. Но докопаться до сути, почему визу закрыли, к сожалению, практически невозможно. Кроме того, у человека нет возможности обжаловать решение властей”.
Ежова все же посоветовала направить соответствующий запрос в обслуживающее Эстонию Посольство Египта в Финляндии. Однако ответа на него Ирина Петрова не получила. МИД подсказал: на предмет прояснения основания для отказа в визе лучше связаться напрямую с погранично-миграционными службами Египта. Ирина думает.
Она написала также в турфирму, выразив надежду на понимание и на компенсацию хотя бы части своих затрат на несостоявшийся отпуск. Ответа тоже не дождалась.
”Вообще, интересно получается, — недоумевает Петрова. — Я выбросила на ветер кучу денег, получила, как и мои близкие, жуткую психологическую травму, но никто ни за что не отвечает. Остается только предостеречь потенциальных отдыхающих — египетские берега могут оказаться весьма негостеприимными”.