Жителей Крыма не пускают к родне в Эстонию, для них не принимают посылок
Речь пойдет о семьях, имеющих родственников в Крыму, и о фактически насильственном разделении таких семей. Крымчане не в состоянии приехать к родне в Эстонию, потому что не дают визу, а здешняя родня не может им отправить посылку, пишет "МК Эстония".
”У нас беда — мать тяжело больна, требуется постоянный уход, — рассказала пришедшая на прием к юристу в Эстонское бюро депутата Европарламента Яны Тоом жительница Таллинна Ольга. — У меня есть сестра, которая раньше всегда помогала и сейчас могла бы помочь, но ей не дают визу, потому что она живет в Крыму. Мы в отчаянии, не знаем, что делать”.
По словам Ольги, сложности возникли и с посылками для сестры: ”На почте говорят, что не имеют права их принимать. Приходится переправлять родственникам в Питер, а те отправляют в Севастополь. Это же бред! А, между прочим, из Крыма в Таллинн посылки доходят без проблем”.
Кстати, о почте
Недавно в бюро Тоом обратилась еще одна жительница Таллинна, Наталья, которая посетовала, что почта не приняла у нее письмо в Крым. В ответ на запрос Эстонская почта (AS Omniva) ответила, что Международный почтовый союз (UPU — Universal Postal Union) направил всем своим членам инструкции на предмет почтового обмена с Крымом и Севастополем. Эти инструкции, в свою очередь, представила UPU отвечающая за почтовый обмен региона ”Почта Украины”.
”Почтовый обмен с Крымом и Севастополем не происходит, поскольку в данном регионе невозможно гарантировать, что посылки и письма дойдут до адресатов. Это касается не только Эстонской почты, но и других почтовых предприятий. Из Крыма и Севастополя в Эстонию (и прочие государства) почтовые отправления могут поступать, так как здесь их доставка гарантирована. Такие почтовые отправления идут в Эстонию, конечно, только в том случае, если тамошнее почтовое предприятие смогло их принять и отправить”, — объяснила руководитель по коммуникации AS Omniva Кая Сепп.
По ее словам, о восстановлении почтового обмена ”Почта Украины” обещала сообщить незамедлительно, однако поскольку его приостановка обусловлена политической ситуацией в регионе, то возможность делать какие-либо прогнозы у эстонской стороны, к сожалению, отсутствует.
И в Шенген не пускают, и в Киев никак
Мария (имя изменено), сестра Ольги, родилась в Таллинне, личная жизнь занесла ее в Севастополь. Разговаривали по скайпу. Женщина с трудом сдерживала слезы.
”Естественно, я старалась приезжать и помогать сестре, ведь шенгенская виза у меня была всегда. Последняя закончилась в начале 2015 года, и я отправила запросы в Эстонские визовые центры в Москве, Краснодаре. Ответили, что имеется распоряжение о том, что в российские паспорта жителей Крыма, выданные после 16 марта 2014 года, визы не вклеиваются. Срок действия моего предыдущего российского загранпаспорта истек в феврале 15-го, был вид на жительство на Украине, по которому я прежде получала визу в Киеве, но и его срок вышел. А новые паспорта, дескать, считаются недействительными, потому что Крым оккупирован Россией”, — описала ситуацию Мария.
В конце прошлого года она обратилась в эстонское консульство в Москве и получила оттуда письмо, что должна оформлять визу только в Киеве.
”Написала в Киев. Ответили, что ни в Киеве, ни в любом консульстве на территории России получить визу не смогу. Именно потому, что проживаю в Крыму и мой паспорт недействителен. В общем, Европа сделала нас заложниками”, — с грустью отметила женщина.
Она утверждает, что ее ситуация не уникальна: крымчанам шенгенскую визу не дают.
”Я отправила письмо в Администрацию президента Путина и уполномоченному по правам человека, — продолжила Мария. — Они направили запрос в МИД России, который ответил, что пытается договориться с Европой хотя бы по вопросу облегчения общения семей, но, к сожалению, безрезультатно. А мы считаем, что счастливо вернулись в Россию — это убеждение большинства крымчан. Люди взяли российские загранпаспорта. Мои знакомые как-то отправились с ними на Украину — украинский закон разрешает так въезжать. Во время проверки документов человек в камуфляже и с автоматом порвал паспорта, выставил людей из автобуса и велел возвращаться в Крым”.
Что касается тех, у кого были украинские паспорта или виды на жительство на Украине, так все это даже не продлить. Мария сказала, что в Крыму нигде не меняют и не продлевают. Для этого надо выехать на Украину. Если удается, там все равно встают в позу — вы, мол, должны менять по месту жительства. Замкнутый круг.
”Отца в 2014 году я успела похоронить, действовала моя последняя шенгенская виза. А вот, случись что с мамой, не знаю… Сейчас могу общаться с родней лишь по скайпу — спасибо эстонцам, что придумали его”, — завершила беседу женщина.
МИД держит фасон, но указал на лазейку
Бюро Яны Тоом направило в МИД Эстонии запрос с просьбой пояснить, что министерство посоветует гражданам РФ, живущим в Крыму и по семейным обстоятельствам, в том числе чрезвычайно серьезным (например, смерть родителя), нуждающимся в эстонской (шенгенской) визе.
Генеральный директор консульского отдела Керсти Ээсмаа заявила, что жители Крыма независимо от их гражданства, желая отправиться в Эстонию, могут ходатайствовать о шенгенской визе в посольстве Эстонии в Киеве, в зону обслуживания которого входит Автономная Республика Крым.
При этом Ээсмаа заверила, что зарубежные представительства и госучреждения нашей страны всегда делали все от себя зависящее, чтобы в случае смерти или болезни родственника человек срочно попал в Эстонию. Таким ходатайствующим о визе директор консульского отдела порекомендовала как можно быстрее обращаться в представительство Эстонии. Для них могут, в соответствии с визовыми правилами Шенгена, сделать и некоторые отступления от общих правил.
”К примеру, выдать визу ограниченного территориального действия ходатаю, использующему проездной документ, который выдающее визу государство не признает, или сделать уступку в части дополнительных документов для ходатайства о визе”, — конкретизировала Ээсмаа.
Хотя на сайте эстонского посольства говорится: ”Консульский отдел посольства Эстонии в Киеве обслуживает граждан Украины и иностранных граждан, постоянно проживающих в Украине (необходимо наличие вида на жительство или регистрации органов МВД, или разрешения на работу от Минтруда)”.
Что при таком раскладе делать жителям Крыма, имеющим гражданство России и больше не имеющим вида на жительство на Украине? Ответ МИД Эстонии таков: для решения этого вопроса надо обращаться к властям Украины.
Кому жаловаться?
Юрист Центра информации по правам человека Елена Ежова констатировала, что жители Крыма фактически стали заложниками политической обстановки, сложившейся вокруг них. А механизмы обжалования отказа в выдаче визы, по ее мнению, здесь не помогут по двум причинам.
”Во-первых, как такового отказа, регламентированного Шенгенским соглашением, на руках у Марии нет. Есть только письма из консульств Эстонии в Москве и Киеве — о том, что она не имеет возможности подавать на визу ни в одном из них. А для подачи ходатайства об обжаловании отмены визы или о признании ее недействительной необходимо иметь извещение о принятии решения об отказе, — разъяснил юрист. — Во-вторых, если бы такая возможность существовала, Мария могла бы подать ходатайство в консульский отдел МИД Эстонии. И его решение было бы окончательным, так как судебной процедуры обжалования отказа в выдаче визы в Эстонии нет”.
Елена Ежова признала, что теоретически тут возможно обращение в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) с жалобой на нарушение статьи 8 и в этой связи — статьи 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Юрист объяснила, что статья 8 предусматривает право на уважение частной и семейной жизни и утверждает, что государство не может вмешиваться в осуществление этого права за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, или защиты прав и свобод других лиц.
”Ни одно из ограничений, указанных в конвенции, к делу Марии не относится”, — подчеркнула Ежова.
Есть еще одна проблема: как известно, для обращения в ЕСПЧ необходимо исчерпать все внутренние средства защиты. ”В данном случае это невозможно — нет механизмов, предусмотренных законом, — сказал юрист. — Таким образом, прямой путь в ЕСПЧ открыт со ссылкой на статью 13 — отсутствие эффективных средств защиты. Однако успех не гарантирован — Европейский суд очень осмотрительно относится к делам, которые имеют политическую подоплеку, и в лучшем случае судопроизводство займет годы”.
Марии юрист посоветовала регулярно подавать ходатайства о визе, объяснять в консульстве тревожную ситуацию со здоровьем матери, а также пробовать купить туристическую путевку в Эстонию или другую страну Шенгена.
”Все это, несомненно, стоит немалых денег и требует времени, но других вариантов нет”, — заключила Елена Ежова.