Лента.ру” проанализировала, какие экономические прогнозы оказались ближе всего к реальности, а какие были вызваны паникой и неправильной оценкой происходящего.

Прогнозы прошлого

Сначала — факты. По сведениям Росстата и Минэкономразвития, ВВП России в 2015 году сократился на 3,7 процента. Инфляция при этом достигла 12,9 процента. Средняя стоимость российской нефти марки Urals — 51,1 доллара. Курс доллара — 60,9 рубля. Именно с такими показателями страна закончила прошлый год. Сравнение фактов и прогнозов позволит сделать выводы о точности тех или иных предсказаний.

Согласно прогнозу Банка России на 2015 год, экономика должна была сократиться на 3,7-3,9 процента. При этом прогноз постоянно улучшался: сперва регулятор допускал просадку на 4,4 процента. Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина говорила, что инфляция достигнет 12-13 процентов, а за баррель Urals будут давать около 50-55 долларов. В целом прогноз оказался весьма точным. Минэкономразвития также было весьма умеренным: в ведомстве Алексея Улюкаева предупреждали о падении ВВП на три процента и инфляции в 12,2 процента.

Международные организации почти не ошиблись и были достаточно консервативны. Всемирный банк ждал спада ВВП на 3,8 процента, МВФ — также на 3,8 процента, рейтинговое агентство Standard & Poors — 3,6 процента. ОПЕК выделился относительно оптимистичным прогнозом — минус 3,2 процента по итогам 2015 года.

Институт Гайдара и РАНХиГС выступили с одним из самых пессимистичных прогнозов, которому не суждено было стать реальностью: они предполагали, что ВВП России может сократиться на 6,8 процента и предрекали разгон инфляции до 17,1 процента.

Ошиблись многие эксперты. ”Мягкая рецессия в четыре, которую прогнозирует Банк России, — несбыточная мечта”, — так, к примеру, говорил главный экономист Европейского банка реконструкции и развития Сергей Гуриев.

Несбывшиеся ожидания, безусловно, коснулись и курса рубля. Российской валюте предсказывали резкое пике и полный крах. Bank of America Merrill Lynch допускал, что доллар может подорожать до 210 рублей. По мнению представителей финансовой корпорации, именно такая цифра приемлема для правительства: при быстром падении нефтяных котировок до 25 долларов за баррель она позволит наполнить бюджет без дефицита. А при дефиците в три процента ВВП (запланирован на 2016 год) нужен курс в 140 рублей за доллар. Теперь же рубль укрепляется, и аналитики снова считают это большой проблемой. Впрочем, на нефти остановимся отдельно, раз уж рубль так от нее зависим.

На нефтяной гуще

Катастрофический обвал мировых цен на нефть начался во второй половине 2014 года и объяснялся ростом добычи в Ираке, Ливии и США, а также падением спроса в Азии и экономической стагнацией в Европе.

В 2015 году избыток нефти на рынке и падение цен спровоцировали панические прогнозы. В сентябре прошлого года американский банк Goldman Sachs заявил, что нефтяные котировки могут в среднесрочной перспективе опуститься до 20 долларов за баррель. Международное энергетическое агентство (МЭА) предсказывало, что обвал цен приведет в 2016 году к рекордному сокращению добычи странами-экспортерами, не входящими в ОПЕК. Снижение добычи до 57,7 миллиона баррелей в сутки — самое большое за последние 20 лет — предсказывается в США, России и странах у Северного моря. Минфин в сентябре 2015-го также рассматривал сценарий падения стоимости нефти до 20 долларов за баррель на короткий срок.

Президент ”Лукойла” Вагит Алекперов в январе 2015 года допускал, что цена на нефть в течение 2015 года может опуститься до 25 долларов за баррель.

Взгляд в 2016-й

Прогнозы на 2016 год выглядят более спокойными. Главы министерств финансово-экономического блока и Банка России заводят осторожные разговоры о точках роста. В то же время как отечественные, так и зарубежные эксперты говорят прямо: падение продолжится.

Минэкономразвития говорит о росте на уровне ”плюс-минус ноль”. ОПЕК ожидает прибавки на 0,3 процента. Прогноз МВФ — минус 1,5 процента. Всемирного банка — минус 1,2 процента.

Минфин и вовсе не исключает рост ВВП в 2016 году, если сохранятся ”позитивные факторы внешнеэкономической конъюнктуры”.

Эксперты Института Гайдара и РАНХиГС в нынешнем году ожидают продолжения сокращения реального ВВП (на 1,2 процента по базовому сценарию и на 0,5 процента — по оптимистичному).

Эксперты Высшей школы экономики в начале июня диагностировали, что Россия продолжает скатываться в рецессию и искать дно. ”Полноценного отскока от дна по сути не произошло, и экономика продолжает углубляться в рецессию”, — отмечает эксперт ВШЭ Николай Кондрашов и объясняет, что, если экономическая активность останется на уровне апреля, падение ВВП в 2016 году составит более 1,5 процента.

Теперь к инфляции. Опрошенные Reuters экономисты весной предсказывали рост цен в России в 2016 году на уровне 7,9 процента. По словам главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, к осени в России может быть зафиксирована недельная дефляция (уход индекса потребительских цен в отрицательную зону). При этом Банк России пока не пересматривает свой прогноз по инфляции на весь 2016 год, который остается на уровне пяти-шести процентов, отметила председатель Центробанка. Цель на 2017 год остается прежней — четыре процента.

В целом можно говорить о том, что за последние два года российская экономика адаптировалась к непростым внешним условиям и постепенно возвращается к траектории восстановления. Чья это заслуга — Минфина и Центробанка (в апреле премьер-министр Дмитрий Медведев оценил их заслуги в укреплении финансовой стабильности) или, например, продовольственного эмбарго (подстегивает развитие отечественного сельского хозяйства) — открытый вопрос. С уверенностью можно сказать одно: самые пессимистичные прогнозы, сулящие катастрофу, имеют свойство не сбываться. Судя по всему, такие прогнозы сильно упрощают реальность и не способны учесть всех возможных факторов, которые влияют на постоянно меняющиеся экономические процессы.

Какое впечатление оставил у вас этот материал?

Позитивно
Удивительно
Информативно
Безразлично
Печально
Возмутительно
Поделиться
Комментарии