Медики получали тысячи евро от фармкомпаний: что взамен?
Ни для кого не секрет, что медицина — сфера не то что прибыльная, а просто золотое дно, пишет журналист "МК Эстонии" Инна Мельникова. Причем даже копать не надо — только успевай пилить.
Многие медики (а теперь уже и не только они) шутят,что лекарство от рака никогда не будет изобретено: добровольно лишать себя огромных прибылей будут только идиоты. А их в сфере производителей лекарств нет. И все чаще понимаешь, что эта шутка вовсе даже и не шутка.
Секрет Полишинеля обнародовали на днях журналисты Eesti Päevaleht. Оказывается — о ужас! — в 2015 году местные сотрудники здравоохранения получили рекордное количество дотаций от ведущих корпораций, таких как Bayer, GSK, Novartis, Roche и Astrazeneca. Переведу: это корпорации, которые занимаются производством и продажей лекарств.
Которые все такие из себя добрые и заботливые, выделяют огромные средства на то, чтобы наша медицина не плесневела в сомнительном местном климате, а цвела буйным цветом и спасала людей. Прямо ковбои Мальборо и рак легких. По обнародованной (впервые, кстати) статистике 300 врачей получили в прошлом году от фармацевтических предприятий 1000 евро, а 30 врачей — более 5000 евро. Умножайте сами. Как объясняется, на организацию и проведение лекций для специалистов, участие в международных конференциях, причем часть сумм шла на транспортные расходы и проживание.
Идея, в общем-то, благая. Вот только возникает смутное подозрение. Что халява какая-то слишком развесистая. Из тех, которые грех не упустить — это как деньги Евросоюза, до которых раз дорвавшись, уже не можешь остановиться. Но вернемся к конференциям и подозрениям. А что взамен хотят корпорации от благодарных медиков? А что захотят корпорации от нашего маленького, но гордого государства? Ничего? Это слишком заманчиво, чтобы быть правдой.
Не случится ли так, что даже несмотря на то, что сейчас врач может в рецепте указывать лишь действующее вещество, а не название препарата, специалист в частной, интимной беседе вскользь обмолвится пациенту, что, конечно, оригинальный препарат круче аналога. Подороже, конечно, но лечит эффективнее — я тут побывал на конференции, где медики обменивались опытом, так вот специалисты сказали, а еще графики дали, статистику…
И оригинальный препарат таинственным образом (ох уж это чувство признательности) окажется от той самой фирмы, которая организовала такую серьезную конференцию, оплатила расходы на проживание, на транспорт, а еще подарила ручечки и блокнотики с логотипчиком — надо же участникам конференции на чем-то писать.
И пациент, которому важно вылечиться, у которого иногда от лечения зависит не сопля в носу, простите, а жизнь, зажав в потном от страха кулачке свои кровные, покорно топает в аптеку выкупать чудо-препарат. Потому что врач сказал! Врач!
Сейчас, конечно, начались отмазки: мол, ездили только ведущие специалисты, а у Больничной кассы нет достаточно средств на финансирование. Бедные мы, бедные! И, конечно, дотации никак не обязывают врачей использовать лекарства этих производителей.
Простите, но кому вы это рассказываете? Нам, которые по телеку видят рекламных блоков лекарств едва ли не больше, чем передачи, ради которой ящик и включили? Нам, прекрасно знающим, что такое в нашего маленькой, но гордой стране всеобщее братство и ”одноклассничество”? Нам, которые прекрасно видят, как случаи вопиющих скандалов спускаются не то что на тормозах, а с высокомерием и наглостью безнаказанности?
Поэтому и сейчас мы не удивляемся. Потому что привычка — великое дело. Мы заранее знаем, что пошумят и угомонятся, а поездки на халяву как были, так и останутся. Потому что у нас как? У нас независимо. Независимо от народа: обыватели могут хоть поперхнуться своим возмущением — пусть жуют его у себя на кухне.