Двое прибывших в Эстонию беженцев обратились в суд
Руководитель бюро статуса и идентитета Департамента полиции и погранохраны Маргит Ратник пояснила Delfi, что до сих пор всем беженцам давали международную защиту и годовой вид на жительство, причем учитывали то, что речь идет о военных беженцах, в стране происхождения которых вооруженный конфликт. Социальные гарантии в случае обоих статусов одинаковые, но трехлетний вид на жительство может давать большую уверенность при организации своей жизни в Эстонии.
"Двое переселенных в Эстонию беженцев обратились в суд, чтобы заново оценили основания их пребывания в Эстонии и взвесили, нужно ли им дать статус беженца и трехлетний вид на жительство", — сказала Ратник. Статус беженца нужно давать тем, кому в стране происхождения угрожает личное преследование, например, из-за религиозных или политических взглядов или на основании национальности, расы или пола.
Двое прибывших в Эстонию в числе первых семи беженцев лиц считают, что им нужно дать именно статус беженца. Решения и документы переселенных в Эстонию лиц рассматривает и анализирует на основании договора департамента по делам беженцев ООН (UNHCR) Эстонский центр по правам человека (SA Eesti Inimõiguste Keskus), который встречался со всеми прибывшими в первый раз переселенными, то есть с двумя одинокими мужчинами и семьей из пяти человек. В случае двоих из них посчитали разумным обратиться в суд.
"Мы встретились и проинтервьюировали переселенных беженцев, проанализировали информацию о их стране происхождения и на основании этого приняли решение", — пояснила причины обращения в суд эксперт по праву Эстонского центра по правам человека Кристи Тоодо. Эксперты центра составляют для обратившихся в суд жалобу в суд и представляют их в суде.
Поясняя, почему беженцы сразу не потребовали себе статус беженца, Тоодо сказала, что в Греции на месте делопроизводство проводят довольно быстро. "Основательных интервью о побеге и преследовании в Италии и Греции не проводят, основной упор идет на установление личности и обеспечение безопасности принимающей страны", — указала она.
"В дальнейшем в случае всех переселяемых Эстония по-прежнему первым делом будет оценивать возможную угрозу для безопасности. После этого будут оценивать наличие личного преследования лица в стране происхождения, и при его установлении Эстония даст переселяемому трехлетний вид на жительство. Если угрозу преследования не установят, человеку дадут из-за военной угрозы дополнительную защиту и годовой вид на жительство", — сказала Маргит Ратник.
По заверению Ратник, Департамент полиции и погранохраны также рассмотрит досье всех уже прибывших в Эстонию беженцев. "Интервью о безопасности проведено со всеми доставленными в Эстонию людьми, но для оценки угрозы личного преследования при необходимости проведут дополнительные беседы и решат, нужен ли человеку статус беженца", — сказала Ратник, по словам которой ни одного решения о пересмотре относительно уже прибывших в Эстонию людей принять еще не успели.
Кристи Тоодо подчеркнула, что только высказываний Департамента полиции и погранохраны и обещаний изменить свою практику недостаточно. "Нужно убедиться, что лица, которые заслуживают статуса беженца, его получили", — сказала Тоодо, но добавила, что если департамент предложит компромисс и будет согласен провести дополнительные делопроизводственные действия, чтобы уточнить, какого вида защита нужна лицу, судебное производство прекратят. "После нового решения департамента в зависимости от решения в случае разногласий можно будет снова обжаловать решение в суде".