Кому во благо благотворительность? Как живут организации и фонды, собирающие пожертвования
В нашей стране есть множество людей, которым требуется помощь разного рода, будь то деньги или же вещи. Есть и немало неравнодушных, готовых пожертвовать. ”МК-Эстония” выяснила, какие есть возможности, откуда берутся нуждающиеся люди и все ли прозрачно в благотворительных фондах и организациях.
Одним из тех, кто постоянно занимается благотворительностью для детей, является Таллиннский департамент образования.
”Целью нашей программы ”Заметь и помоги” (”Märka ja aita”) с самого начала было заметить нуждающегося в помощи — это намного важнее, чем собирать деньги. Мы хотим привлечь больше родителей, поэтому уже три года выбираем ”Лучшее доброе дело” и ”Лучшего творца добра”, — рассказывает глава Департамента образования Андрес Паюла.
По словам главного специалиста по связям с общественностью Лейни Юрисаар, пожертвования собирают для детей от 2 до 10 лет, которые потеряли одного или обоих родителей или по другим причинам попали в трудное материальное положение. Каждый год в ноябре директор детского сада или школы может подать ходатайство, в котором конкретно описано, почему ребенок нуждается в помощи. В год подают более 200 заявлений.
Все лучшее — детям
Недоходное объединение Naerata Ometi предлагает свою помощь всем, кто к нему обращается.
”У нас есть множество различных проектов. Бывает, помогаем людям по юридическим вопросам, иногда одеждой или домашними принадлежностями, оплачиваем восстановительное лечение. Недавно мы помогли одному ребенку пройти лечение в Санкт-Петербурге”, — говорит председатель правления MTÜ Naerata Ometi Куно Компус.
Фонд поддержки Таллиннской детской больницы тоже много лет помогает детям. ”На нашей интернет-странице в разделе ”Список желаний” указаны все проекты этого года. Каждый может выбрать то, что ему по душе”, — говорит глава фонда Инна Крамер.
Клиника Тартуского университета тоже имеет свой фонд.
”За 15 лет благодаря нашему фонду и организациям, с которым мы сотрудничаем, помощь получили свыше 1000 детей из разных уголков Эстонии”, — говорит глава по приему ходатайств Эвели Ильвес.
По ее словам, часто на первый план выходят те дети, чьи истории показали по телевизору.
”В основном нуждающиеся сами к нам обращаются, — говорит Ильвес. — Иногда по совету лечащего врача или социального работника, по совету знакомых или же увидев информацию о нас в СМИ. Однако бывает, что мы сами узнаем о несчастье ребенка, связываемся с семьей и предлагаем помощь”.
В Эстонии живет более 2000 детей с отклонениями, нарушениями и особыми потребностями. Помощью таким детям занимается Фонд поддержки детей-инвалидов.
”К нам обращаются сами родители. Бывают случаи, когда прошения подают социальные работники или врачи”, — рассказывает создатель и глава фонда Сирли Яссов.
В Эстонии уже давно действует такая организация, как SOS Lasteküla. Каждый желающий может помочь живущим там детям.
”Наши главные партнеры — те, кто жертвует деньги постоянно. Это дает нам возможность развиваться и предлагать детям, которые нашли у нас дом, любящую и безопасную атмосферу, а также заботу членов нашей семьи”, — говорит специалист по связям с общественностью Аве Шмидт.
По ее словам, постоянные меценаты помогают обрести детям все самое необходимое, в том числе и так называемых SOS-родителей, теплый и чистый дом.
”Благодарны мы и одноразовым пожертвованиям, — продолжает Шмидт. — Эта помощь уходит на конкретные расходы, например, школу и хобби, рождественские подарки, ремонт”.
Совместная работа — путь к успеху
Начать благотворительную деятельность не так-то просто. Поэтому многие фонды работают не в одиночку, а сотрудничают с различными фирмами.
”В основном мы работаем с местными самоуправлениями, так как помогаем семьям по всей Эстонии. Для этого мы связываемся с самоуправлением, изучаем нуждающуюся семью, а также возможную помощь со стороны местных властей”, — говорит председатель правления MTÜ Naerata Ometi Куно Компус.
”Наша организация является частью EPHA (Europen Public Health Alliance) и EMSL (Eesti Mittetulundusühingute ja Sihtasutuste Liit), также мы сотрудничаем с организациями, которые работают в сфере медицины и здравоохранения”, — говорит глава Фонда поддержки Таллиннской детской больницы Инна Крамер.
Хотя не все имеют партнеров. Например, у Фонда помощи детям-инвалидам постоянных меценатов нет, у проекта Таллиннского департамента образования тоже.
При этом не каждый бизнесмен может стать партнером благотворительной организации.
”Мы готовы сотрудничать со всеми, но для предприятий есть одно правило. Мы не можем делать совместную работу с организаторами азартных игр, производителями табачных и алкогольных изделий, так как любая из этих зависимостей и является причиной, по которой дети к нам попадают”, — говорит Аве Шмидт из SOS Lasteküla.
Что и в каком количестве
Многие благотворительные фонды принимают только деньги, но есть и те, кто будет рад любой помощи.
”Вещи мы, как правило, не принимаем. Их обычно собирают только в ”Воскресенье гномика” (Päkapiku pühapäev) — несут в детские сады. Например, уже два года люди приносят праздничную одежду для выпускников основной школы, — говорит Лейни Юрисаар из Департамента образования Таллинна. — Бывает, что фирмы в качестве пожертвований дарят детям свою продукцию”.
С деньгами проще, их можно посчитать. Например, по словам Инны Крамер из Фонда поддержки Таллиннской детской больницы, в среднем в 2015 году частные лица жертвовали 92 евро, а фирмы и предприятия — 1653 евро.
”Деньги можно перевести на наш счет, по-другому не собираем, ни наличными, ни через специальные благотворительные ящики. В скором времени планируем открыть номер телефона, — говорит Сирли Яссов из фонда помощи детям-инвалидам. — Жертвуют и вещи. Например, нам отдали компьютер и программу для бухгалтерского учета”.
Кому уходят деньги?
Наверняка некоторых при желании сделать доброе дело останавливает вопрос: куда уходят деньги, дойдут ли они до адресата?
”Наша организация всегда делает годовой отчет, где все прописано, и каждый желающий может с ним ознакомиться”, — говорит Куно Компус из MTÜ Naerata Ometi.
Хотя получается, что на практике рядовому человеку действительно не так-то легко проверить, на что были потрачены его деньги.
”Наша благотворительность основывается на доверии, — говорит Аве Шмидт из SOS Lasteküla, — Но так как мы являемся международной организацией, у нас двойной контроль. Свои отчеты мы предоставляем не только эстонским аудиторам и Налогово-таможенному департаменту, но и международной организации”.
По словам Шмидт, каждый год на день рождения деревни и на дни кофе (дни открытых дверей) они приглашают к себе в гости всех людей, которые делают свои пожертвования, чтобы они могли познакомиться с детьми и семьями, а также посмотреть, как живет деревня.
”Любой преподаватель детского сада или школы подтвердит, что дети реально получили помощь. Мы имеем дело с реальными учебными заведениями, в которые и отправляются все пожертвования”, — говорит Лейни Юрисаар из Департамента образования.
Понятно, что каждый хочет получать за свою работу зарплату. А как с благотворительностью? Правда ли, что занимающиеся этим люди работают за просто так?
”Зарплаты нашим работникам выплачиваются из государственных и местных пособий. Пожертвования на зарплаты не идут”, — поясняет Аве Шмидт из SOS Lasteküla.
По словам Сирли Яссов из фонда помощи детям-инвалидам, у них нет работников на зарплате. Ни один человек, даже члены правления, не получает за свою работу денег.
”Мы не используем пожертвования в качестве зарплат или же для других нужд организации. Все деньги, присланные нам, мы отдаем детям на их нужды”, — говорит Яссов.
Поддержанные и счастливые
Каждый год благотворительные фонды помогают сотням нуждающихся в помощи детям и их родителям.
”За годы своей деятельности мы помогли более чем 200 семьям по всей Эстонии, начиная с юридических консультаций и заканчивая оплатой восстановительного лечения”, — говорит Куно Компус из MTÜ Naerata Ometi.
Помощь от Таллиннского департамента образования за годы деятельности смогли получить больше 1000 детей, и еще несколько тысяч смогли поучаствовать в семейном дне благотворительности ”Воскресенье гномика”.
”В нашем терапевтическом лагере уже побывали 13 детей, столько же получили индивидуальные пособия на терапию”, — говорит Сирли Яссов из фонда помощи детям-инвалидам.
SOS Lasteküla в данный момент является домом для 200 детей, благодаря помощи в прошлом году там приютили еще 64 новых ребенка.
”Мы вырастили уже более 100 детей, и каждый из них уже никогда не повторит ошибки своих родителей. Многие из них уже имеют своих детей, о которых с успехом заботятся”, — радостно говорит Аве Шмидт из SOS Lasteküla.
Что предлагает бизнес?
Не только специальные фонды и организации помогают собирать деньги для нуждающихся детей. Некоторые бизнесмены тоже хотят творить добро. Например, сеть магазинов Rimi уже не первый год проводит кампанию ”Помоги начать жизнь” для поддержки роддома Пельгулинна, в ходе которой продают маленькие колокольчики.
”Уже много лет мы сотрудничаем с разными благотворительными компаниями. В наших магазинах есть специальные ящики от Красного Креста, также мы работаем с Пищевым банком — он проводит в наших магазинах свои акции, а мы отдаем товар, который остается на полках или не подлежит продаже”, — говорит специалист по связям с общественностью торговой сети Rimi Катрин Батс.
С 2005 года работает благотворительный фонд банка SEB. Его руководитель Трийн Луми говорит, что на основании договора в течение 15 лет банк поддержит фонд общей суммой в 1,3 млн евро.
По словам Луми, их цель — помощь детям, которые по разным причинам остались без заботы родителей. С помощью собранных денег проводятся различные проекты, поддерживаются дома, которые заботятся о детях, по всей Эстонии.
”Также у нас есть программа стипендий, с помощью которой мы хотим помочь нуждающимся детям лучше справиться с учебой и войти во взрослую жизнь. Такую стипендию могут получить все, кто воспитывается в детдоме или живет в приемной семье. С 2013 года на эту стипендию могут претендовать и молодые мамы”, — говорит Трийн Луми.
Не только для людей
Помощь требуется и животным, и для них тоже находятся благотворительные проекты.
”В Таллинне и Тарту установлены наши благотворительные ящики. Также у нас есть банковские счета, на которые можно делать постоянные пожертвования или же перевести деньги в рамках одной из наших кампаний”, — рассказывает Яаника Соодла из приюта для животных AUH.
Как и людям, животным нужны не только деньги, но и вещи. По словам главы приюта Varjupaikade MTÜ Трийну Прикс, они принимают и то, и другое. Список всех необходимых вещей можно найти на их сайте.
”В основном мы собираем деньги, но иногда устраиваем целенаправленные сборы вещей, — говорит Яаника Соодла. — На такие мероприятия люди приносят одеяла, постельное белье, игрушки, кошачий песок, еду, собачьи вкусняшки, ошейники”.
Многие животные не только получают медицинский уход, но и обретают новый дом.
”Мы работаем уже 9 лет, и за это время новых хозяев нашли уже свыше 20 000 питомцев”, — делится успехами Трийну Прикс Varjupaikade MTÜ.
К сожалению, с такими организациями иногда случаются и несчастья. Так как деньги собираются в основном в благотворительных ящиках, случиться может все что угодно.
”Один из наших ящиков в Тарту как-то разбили и ограбили. С тех пор нового там так и не появилось. По словам охранника, там была большая сумма, скорее всего, поэтому и ограбили”, — печалится Яаника Соодла.