"Представляет угрозу и может сбежать" — неожиданный визит зарубежного гостя в центр задержания Харку
Приехавшего в Эстонию работать и навестить друзей жителя Португалии, журналиста и гражданского активиста из-за бюрократии отправили из аэропорта в "тюрьму".
Для прибывшего в Таллинн в первые минуты субботы, 20 февраля, гражданина африканского островного государства Сан-Томе и Принсипи Марио Лопеса визит в Эстонию прошел как акт бюрократической драмы Кафки, пишет Eesti Päevaleht. Пять лет живущий в Португалии студент юридического факультета, председатель студенческого совета местного политехнического института Бежа, организатор конференции TEDxSãoTomé, региональный координатор Всемирной уборки "Сделаем!" и сотрудник международной сети блогеров и журналистов Global Voices Лопес прибыл в Таллинн с целью познакомиться с Эстонией как с питомником известных на международном уровне стартапов и среди прочего сделать интервью со стартап-предпринимателем Стеном Тамкиви. Вместо приятно удивляющей маленькой северной страны он узнал суровое полицейское государство, о котором пишет в своей статье на португальском языке. Eesti Päevaleht публикует некоторые его мысли.
"Когда я приземлился в Таллиннском аэропорту, меня задержали чиновники миграционной службы и поинтересовались, какова цель моей поездки. С моим португальским видом на жительство обнаружили аномалию, и хотя я пытался объяснить это в различных перспективах, меня не послушали. Так как описанное происходило в ночь на субботу и португальские ведомства не работают по выходным, начались неожиданные события, которые сделали из меня на территории Эстонии нелегального иммигранта".
Аномалия состояла в том, что срок действия португальского вида на жительство Лопеса истек две недели назад. Его продление совпало с Лиссабонским карнавалом, во время которого ведомства закрыты. Португальские чиновники сказали ему, что это не должно создать проблем при поездках и незаконченное ходатайство отображается и в шенгенской инфосистеме SIRENE. Если же что-то случится, посоветовали связаться с миграционным департаментом Португалии.
"Согласно переведенному чиновником полиции и погранохраны, как-то получили неофициальную информацию, что я и в Португалии находился нелегально, что я не учусь там в университете. Все это подтвердило убеждение, что я иммигрант, который пытается проникнуть в страну с незаконными целями. Вся эта ситуация позволила присвоить мне новый статус. Меня оставили одного в пустом зале ожидания аэропорта до 20:00 следующего дня, когда прибыл переводчик, который проинформировал меня о моем положении. Что меня особенно удивило: посольство моей страны даже не оповестили о моей ситуации. Поскольку с португальскими ведомствами в выходные не связались, по каким каналам чиновник полиции и погранохраны в аэропорту получил свою информацию, на основании которой принял негативное решение в отношении меня? Выходит, эстонские чиновники работают на основании неофициальной информации?"
Примерно через час после приземления самолета в аэропорту допросили приехавшего встречать Лопеса друга Криса Хаамера. Он успел рассказать о случившемся эстонскому дипломату и бывшему португальскому послу Марту Тармаку, который сразу начал искать возможные решения ситуации. На родине Сан-Томе и Принсипи случай Лопеса даже попал на стол к премьер-министру.
Вашего друга отдадут под суд
В субботу в полдень Лопесу написали письмо лидеры Всемирной уборки "Сделаем!", чтобы пригласить его в Эстонию. Когда Хаамер хотел в тот же вечер передать письмо соответствующему чиновнику в аэропорту и увидеть задержанного друга, он смог пообщаться с чиновником только по телефону. Тот сообщил Хаамеру, что он постороннее лицо, у которого нет права доступа к Лопесу, и сказал, что Лопеса отдадут под суд. Где и когда состоится судебное заседание, информацией не поделились.
"Мне сообщили, что ночь с субботы на воскресенье я проведу где-то за пределами аэропорта, и к моему большому удивлению меня транспортировали в одну из тюрем где-то в Таллинне, где меня поместили под стражу и обращались как с преступником. Эстонские власти на протяжении этого времени не смогли позаботиться даже о моих основных потребностях, особенно что касается питания. Не дожидаясь следующего рабочего дня в Португалии и не разрешая мне встретиться с адвокатом — хотя я об этом просил — в субботу меня транспортировали в суд, где назначили тюремное заключение на два месяца, на то время, пока рассмотрят мою бюрократическую ситуацию и организуют мою высылку из страны. Кроме того, дали понять, что я представляю угрозу для безопасности государства, особенно учитывая царящую в мире террористическую угрозу и т.п. В центре для нелегальных иммигрантов в первый день меня держали в одиночной камере и в остальное время — в общей камере".
В этом решении основным аргументом Департамента полиции и погранохраны было то, что прибывшее исследовать эстонские стартапы и навестить эстонского друга, живущее пять лет в Португалии лицо, у которого уже есть обратный билет, может сбежать, и его держат под стражей из соображений безопасности, учитывая существующую в мире террористическую угрозу.
Опираясь на это, суд дал Департаменту полиции и погранохраны право держать Лопеса под стражей до двух месяцев и принудительно выслать его из страны.
Из-за ошибки в возможные террористы
Пресс-секретарь Департамента полиции и погранохраны Уку Тампере пояснил, что ссылка на терроризм и угрозу общественному порядку оказалась в документе департамента по ошибке, потому что составлявший его чиновник, очевидно, использовал старую основу для документа. По сути, речь шла об ошибке copy-paste, которая, как утверждается, не сыграла ведущей роли при принятии решения.
"Что касается адвоката, то отсутствует информация, чтобы он об этом ходатайствовал, и он не подал этого ходатайства и на судебном заседании. Непосредственно перед началом заседания об этом зашла речь, но поскольку заседание уже начиналось и наличие или отсутствие адвоката не препятствует рассмотрению судебного дела при принятии решения о размещении, рассмотрение дела продолжили. Ему сказали, что он может подать касающееся адвоката ходатайство в ходе заседания, но он этого не сделал", — пояснил Тампере. Стоит упомянуть, что происходящее на заседании плохо говорящий и по-английски Лопес воспринимал через переводчика. Из-за этого могло возникнуть и недоразумение с предоставлением адвоката и содержанием Лопеса под стражей. На самом деле его не приговорили к тюремному заключению на два месяца, как пишет сам Лопес, а дали полиции право держать его в центре задержания до двух месяцев. Это неверное понимание тоже могло возникнуть из-за языкового барьера.
В понедельник Крис Хаамер нанял для освобождения Лопеса присяжного адвоката Рамиля Пярди из адвокатского бюро Triniti. Целью было не оспорить статус нелегала Лопеса, что означало бы долгие судебные тяжбы, а добиться, чтобы его отправили уехать добровольно. Рейсом, на который уже был билет.
"Все это время я пытался продвинуться настолько, чтобы следователь вообще начал слушать и думать. У этого конкретного следователя было очень странное отношение. Он сказал, что Лопес для него — просто один из 50 нелегалов, документы которых лежат у него на столе. Все они — одна масса, и поступают со всеми одинаково, не углубляясь в нюансы или биографию. Нелегал — принудительно депортировать! От всего его разговора у меня осталось впечатление, что он рассматривает высылку как наказание, и его самый большой страх был в том, что вдруг Лопес еще сбежит обратно в Португалию или в Сан-Томе", — пояснил Пярди. Уку Тампере сказал, что Департамент полиции и погранохраны не хочет ничего комментировать на эту тему.
В общей сложности делопроизводство длилось несколько дней, и по словам Пярди, ясность в ситуацию внесло обращение напрямую к высокопоставленным чиновникам. "В четверг я узнал от следователя, что теперь под моим напором он может смотреть систему SIRENE и действительно из Португалии пришло заявление о готовности приема. В то же время я связался с высшим начальником службы по делам иностранцев Департамента полиции и погранохраны. Он был готов выслушать обстоятельства, почему мы видим, что здесь вообще могло бы быть какое-либо другое решение. И уже на следующий день — примерно за 24 часа до своего запланированного обратного полета — его освободили из Харку для добровольного отъезда. Позднее мне еще дали понять, что это освобождение было решением высокопоставленных чиновников и что следователя за это благодарить не нужно. На это у меня вообще не было слов", — сказал присяжный адвокат.
Все-таки все закончилось хорошо. Лопес в пятницу вышел из центра, встретился с друзьями и в субботу отправился на запланированный обратный рейс. Он не должен был находиться в центре задержания несколько месяцев или позднее оплачивать высылку из своего кармана. Но этот случай — яркий пример того, какая судьба может ожидать человека, который попадет в шестерни бюрократии. "Одна часть этого случая — стечение обстоятельств. В то же время, в том, что Лопеса сразу поместили под стражу, я все-таки вижу негибкость полицейской системы. Я понимаю, что системе очень сложно индивидуально подходить ко всем случаям, но это чистый пример того, что у нас одна линейка и ею мерят всех. Это совершенно симптоматичное, в плохом смысле государство закона, в котором нет гибкости и разумного подхода, но очень строго следуют своей норме", — подытожил присяжный адвокат историю Лопеса.