Президент Ильвес: открытость сделает Эстонию больше, ограниченность может сделать ее меньше
Сегодня президент Тоомас Хендрик Ильвес принимает гостей в театре "Эстония" в Таллинне. Он произнес перед собравшимися речь, в которой большое внимание уделил проблеме беженцев, безопасности Эстонии и Евросоюза.
Ниже читайте речь президента в полном объеме:
Дорогие слушатели в этом зале и в своих домах!
Мир, Европа и Эстония как часть Европы опять оказались на пороге больших перемен, и в известной мере эти перемены уже и произошли. Мир сильно и быстро меняется, а вот будут ли эти перемены к лучшему, зависит от нас.
В 21-м веке жизнь Эстонии идёт уже не по тому спокойному пути, на котором мы, как нам казалось, находились в последние два десятилетия. И всё же не стоит желать возвращения прошлых времён, тем более, что это всё равно невозможно.
К сегодняшнему дню уже много раз звучало признание того, что крах Советской империи не означал, так сказать, хорошего ”конца истории”. Общему росту духовного и материального благополучия далеко не везде сопутствовала окончательная победа свободного общества. Здесь стоит вспомнить о тех государствах, которым выпала в прошлом такая же, как и нам, судьба.
Произошло нечто иное — силовые линии мира стали сдвигаться, что имело как позитивные, так и негативные последствия, такие как, например, миграция, сокращение среднего класса, глобализация. Но эти изменения сопровождались и технологическим развитием, превращающим мечты в реальность. При правильном использовании этих достижений жизнь людей станет в будущем лучше.
В историческом развитии нет ничего предначертанного и неотвратимого, следовательно, оно полно возможностей. И для нашей страны тоже. Перед Эстонией открыты возможности делать всё по-другому и по-новому, опираясь вместе с тем на почти уже 25-летний опыт, накопленный со времени восстановления независимости нашего государства.
Но в такие переломные времена, перед лицом больших задач, нужны люди, которые имеют желание, умение и смелость взять на себя ответственность, зная, что поблагодарят их за это, если вообще поблагодарят, только когда-нибудь в будущем.
Дорогие друзья!
В течение последнего года все мы, очевидно, почувствовали, что у Эстонии появились новые заботы и новые страхи, мы почувствовали растущую напряженность. За всем этим кроются наши главные вопросы: что будет с Европой? Что будет с Эстонией? Что будет с нами?
Нашу обеспокоенность усиливает страх, что всё восстановленное и заново созданное за последние 25 лет может опять пропасть. Мы всегда думаем о том, выживем ли. Этим мы отличаемся от многих других государств и народов.
Но, уважаемые слушатели, нас отличает и убеждение в том, что Эстония не такая, как остальные. Мы справимся, мы быстрее, изобретательнее, мобильнее, мы находим и придумываем решения. Именно так мы и делали последние двадцать пять лет.
Страх перед неизвестностью понятен. Порой неопределённость является самым неприятным состоянием, потому что в такой ситуации на нас воздействуют не только факты, но и предрассудки и даже заведомая ложь.
Так давайте же поговорим об этом спокойно и честно, хотя это, очевидно, не самая приятная тема для разговора в день рождения. Поговорим о сирийских беженцах, поговорим о нуждающихся в убежище.
Да, языковая и культурная среда, из которой они вышли, очень отличается от нашей. Да, действительно, радикальная и агрессивная форма ислама никак не согласуется с нашим укладом жизни, нашими ценностями и убеждениями. Да, терроризм бесспорно представляет угрозу безопасности любого государства.
Все эти факторы риска надо принимать во внимание, и эстонское государство это и делает. Ежедневно и очень основательно, что, кстати, и является одной из причин, по которым ни одного беженца из установленной для Эстонии квоты здесь до сих пор и нет.
Дорогие друзья!
Наши ценности записаны в Конституции страны, которая, основываясь на принципах свободы и равноправия, ставит целью хранить, защищать и развивать государство, народ, язык и культуру Эстонии. Государственная власть не может и не собирается отступать от этих принципов. Таков наш общественный договор, в котором зафиксированы и своего рода красные линии, которые мы сами никогда не переступим и другим не позволим.
И теперь давайте спокойно подумаем над вопросом — какой может быть наша иммиграционная политика, чтобы не зайти за эти красные линии? Я убеждён, что тысячи иностранцев, которые уже ежегодно поселяются здесь в порядке иммиграции, не завели нас за такую красную черту. Очевидно, мы успешно справимся и с приёмом беженцев, которых будет ведь намного меньше, чем обычных переселенцев, да и к тому же, мы тщательно проверим их прошлое.
И мы, и вся Европа, и весь мир должны осознать, что войны на Ближнем Востоке и в Африке, демографический взрыв в этих регионах и бедность привели в движение большие людские массы. Сложилась чрезвычайная ситуация, выйти их которой невозможно, опираясь лишь на старые конвенции ООН о беженцах и на установленные ранее внутренние регуляции Европейского Союза.
Нет никакого смысла рассуждать о том, что в своё время не были приняты какие-то более верные решения. Сейчас мы вместе с другими европейцами стоим перед фактом. И хотя найти решения очень трудно, мы обязаны искать их.
Надо обеспечить надёжную охрану внешних рубежей Европейского Союза, и вся Европа должна быть готова внести свой вклад в достижение этой цели. В противном случае мы можем лишиться возможности свободно передвигаться по Европе, то есть лишиться того, что мы уже привыкли считать своим естественным правом.
Тех людей, которые бежали от войны, которые не представляют угрозы для безопасности Эстонии, которые желают и готовы жить по нашим, европейским, правилам, надо принять. Остальных же, то есть экономических мигрантов и ловцов удачи, надо высылать обратно, как это уже стала самым образцовым способом делать Финляндия.
Далеко не все прибывающие в Европу бегут из очагов войны. Этим людям надо помогать строить благополучную жизнь в их родных краях. Но совсем другое дело — настоящие военные беженцы. Как европейцы и просто как люди мы должны им помогать. Кстати, и защищающая наш народ Конституция говорит ведь не только о наших правах, но и об обязанностях.
Среди беженцев и мигрантов есть очень разные люди. Но точно так же очень разные люди — от преступников до гениев — живут в любой стране, включая Эстонию. Мы должны быть в состоянии распознать кто есть кто, чтобы не допустить к себе возможных террористов, но и не проглядеть в ребёнке очередного сирийского беженца будущего Стива Джобса.
Поэтому мы должны действовать разумно, не поддаваясь страхам и угрозам. Очевидно, нам стоит время от времени вспоминать недавнее прошлое и тех людей, которым пришлось бежать от бомбардировок, убийств, тюрем и насилия.
Я говорю сейчас не о сирийцах, я говорю о 70 тысячах эстонцев, бежавших 70 лет назад за море. Но и не только о них. Я хочу напомнить и о тех сотнях тысяч восточноевропейцев, в числе которых есть и немало эстонцев, которые за последнее десятилетие отправились в Западную Европу на учёбу, работу или к своей семье. Мы знаем, что ”польский сантехник” или нередко поминаемый в финских средствах массовой информации ”эстонский преступник” — несправедливые и обидные ярлыки. Но точно таким же несправедливым ярлыком является применительно к целому народу выражение ”сирийский террорист”.
Дорогой народ Эстонии!
Конституция возлагает на президента страны ясную обязанность участвовать в выработке и реализации внешней и оборонной политики Эстонии. Рассматривая ситуацию с доверенной мне позиции, должен признаться в том, что испытываю серьёзную озабоченность.
Уже упомянутый кризис с беженцами может привести к распаду Европейского Союза, который, не стоит забывать, является одним из столпов безопасности Эстонии.
На днях премьер-министр Италии публично предупредил, что те восточноевропейские страны, которые не захотят помогать в решении кризиса с беженцами, могут оказаться перед перспективой сокращения выплат пособий из европейских структурных фондов.
Полагаю, что это не пустая угроза, потому что в кулуарных беседах такие мысли высказывали и представители других стран, из взносов которых эти структурные фонды и складываются.
Это относится и к НАТО. Если Италия и Германия, поступая как солидарные с нами союзники, обеспечивают и сами оплачивают охрану нашего суверенного воздушного пространства, то они имеют полное право оценивать действия Эстонии в тех сферах, в которых мы сами можем и должны проявлять солидарность.
Американские солдаты находятся в Эстонии, чтобы защищать нас и в случае необходимости вступить в сражение за нашу свободу. За это они заслуживают как минимум уважения, но никак не советов местного политика, что избежать нападения хулиганов чернокожему солдату помогло бы постоянное ношение военной формы.
Скрывающееся за такого рода высказываниями представление, что Эстония могла бы стать маленькой Швейцарией под боком у России, иначе как абсурдным не назовёшь. Как вообще можно дойти до такого самообмана?
Эгоизм и игнорирование чужих интересов принято считать проявлениями ограниченности, и если мы будем позволять себе такое поведение, мы сами окажемся мелочными и лишимся уважения со стороны тех, кто помогает защищать нашу свободу. Мы должны быть народом с большой душой.
Уважаемые слушатели!
Сегодня утром в своей проповеди в Домском соборе архиепископ Вийльма говорил о христианских, а в общем-то об эстонских, ценностях, которые требуют от нас не просто терпимости, а вовлечения, заботы и любви. Каждый из нас важен, и нас должны заботить проблемы всех наших соотечественников; ни один человек не должен, так сказать, пропасть для общества. Каждый успешно пройденный курс изучения эстонского языка, каждое место, ставшее доступным и для людей с ограниченными возможностями, каждый успешно прошедший переобучение и получивший работу вчерашний безработный — всё это наши общие достижения.
Если Эстония будет оставлять без внимания важные вещи, мы будем медленно увязать в болоте псевдодеятельности. Для тех, кому доверена ответственность за нашу страну, такое бесцельное блуждание непростительно.
Поэтому я обеспокоен, что уже второй год подряд силы расходуются на дебаты о том, как два взрослых человека должны строить свою личную жизнь. В результате не остаётся времени на обсуждение таких тем, как низкие зарплаты, будущее системы образования, налоговая система Эстонии, инвестиции в науку и инновации, а также на дискуссии о жизненно важных для Эстонии процессах в Европейском Союзе.
Надеюсь, что выражу мнение многих, обращаясь к правительству и Рийгикогу с просьбой заниматься конструктивными идеями, а не сведением счётов с оппонентами.
И не надо оправдывать своё поведение некой политической неизбежностью, порождённой волеизъявлением избирателей. Неоднократно приходилось слышать от политиков, что сложившаяся комбинация политических сил является единственно возможной. Но это не должно создавать ситуацию, когда необходимые решения откладываются на неопределённое будущее, а в качестве самооправдания звучат рассуждения о том, что альтернативы нынешнему правительству всё равно нет и не предвидится.
Да, коалиционное правительство должно стремиться к консенсусу, но это не является универсальным правилом. Почему бы при необходимости не принимать решения голосованием? Такой механизм вполне логичен и предусмотрен законом о правительстве. Нынешний же образ действий сделал правительство непозволительно медленным и слабым, а принятие решений — зачастую почти невозможным. Вместо этого мы видим какие-то шахматные комбинации в стиле ”если вы сделаете то, мы в обмен получим это”. А в Рийгикогу можно заметить склонность не столько к переговорам и поискам приемлемых для многих решений, сколько к бескомпромиссному поведению.
В нынешнее смутное время Эстония как раз должна воспользоваться своими преимуществами — тем, что страна наша маленькая, способная реагировать гибко и оперативно. Переломные времена дают шансы находчивым и смелым. Именно это и произошло как 25 лет назад, так и почти сто лет назад.
Давайте не будем воспринимать нынешнюю нестабильность только как бедствие и опасность. Может быть, это — как раз возможность для нового прыжка, возможность создать новые современные рабочие места, возможность создать успешную и процветающую Эстонию, жизнь в которой будет для всех более хорошей и безопасной.
Дорогие соотечественники!
Бывают моменты, когда у меня возникает желание нарисовать что-то или сыграть на музыкальном инструменте. Я довольно ясно представляю себе этот рисунок или эту музыку, но на деле они никогда не получаются такими, как мне хотелось бы.
Примерно так же каждый из нас имеет своё представление об идеальной Эстонии, стране нашей мечты. Но реальность всегда оказывается скромнее желаемого, и чем смелее наши мечты, тем горьче разочарование.
Реалистично оценивая свои рисунки и свою игру, я понимаю, что надо было в юности больше заниматься рисованием и меньше пропускать уроки игры на фортепиано. Я могу также утешать себя мыслью о том, что мне просто недостаёт таланта.
Но почему-то, если Эстония не совсем такова, какой мы хотели бы её видеть, виноват всегда кто-то другой — президент, правительство, оппозиция, предприниматели, Россия или Европейский Союз. Вечно виноват кто-то другой, а не сам я.
Свое государство мы, если так можно выразиться, рисуем сами — каждый день и все вместе. И прежде чем обвинять других, надо посмотреться в зеркало.
Эстонское государство не может быть для нас чем-то чуждым и далёким, мы заботимся о нём и переживаем за него, не боясь при этом говорить и о том, что нас беспокоит.
Вот уже 25 лет мы вновь являемся хозяевами своей земли. У нас проходят свободные и честные выборы. У каждого человека, наделённого способностями и предприимчивостью, есть здесь возможности для самореализации. Да, для этого надо предпринимать определённые усилия в учёбе, работе, создании общественной организации или фирмы. На золотом подносе никому ничего не принесут, да и к тому же легко доставшееся обычно не кажется нам достаточно ценным.
Конечно, можно искать оправдания нынешним проблемам во временах крепостного рабства и оккупации, и, кстати, многие страны именно так и поступают. Завязнуть в прошлом можем и мы, если будем руководствоваться только лишь известным изречением о том, что у того, кто не помнит своего прошлого, нет и будущего.
Я не хочу, чтобы нас именовали не иначе как посткоммунистическим государством Восточной Европы, и нам не стоит самим поддерживать такой шаблонный образ.
Размышляя о пути, пройденном Эстонией за четверть века, мы замечаем, что успех сопутствовал нам прежде всего в том, что мы решались делать по-новому и по-другому: быстрые и решительные реформы, использование современной технологии, заметное усиление роли добровольческих объединений в развитии общества в последнее десятилетие.
Постараемся же не растерять свою настойчивость, ведь в меняющемся экономическом пространстве и на рынке труда победителями оказываются смелые, быстрые и гибкие. Именно такой и была Эстония в последние двадцать пять лет. Как выразился математик и руководитель банка Роберт Китт, ”нашей экономике присуще разнообразие направлений деятельности — эстонская ”Нокиа” в том-то и заключается, что у нас нет своей одной ”Нокиа”.
Непопулярные в своё время решения — от реформы собственности и пенсионной реформы до урезания бюджета в период экономического спада — оказались на поверку шагами, благодаря которым мы, несмотря на трудности, продолжаем движение вперёд.
Теперь пришло время опять собраться с силами и принять решения, отвечающие сегодняшним потребностям и будущим ожиданиям Эстонии. Настало время проявить государственную мудрость.
Главное — не бояться, да и причин для этого нет. Нам всегда хватало решимости и умения, нам удавалось преодолевать свои страхи, и, споткнувшись, мы опять вставали и шли дальше.
Дорогой народ Эстонии, мы все были молодцами, каждый из нас, а нас здесь более миллиона.
В этот праздничный день каждому из нас стоит задать себе вопрос и мысленно ответить на него: Хотим ли мы законсервировать наше общество или хотим открыться миру? Мы пугливые или мы смелые?
Почти сто лет назад Эстония обрела свободу благодаря тому, что народ верил и был смел. Именно народ, а не политики, поскольку собственных институций у нас тогда по существу и не было.
Вера в свои возможности сделать лучше, готовность действовать сообща и преодолеть былые разногласия позволили нам обрести свободу и во второй раз. Мы были свободны в своих решениях, мы замечали и использовали возможности. И так мы поступаем всё время. Мы воспринимаем свободу как возможность, а не как обузу.
Меня очень вдохновили появившиеся недавно в интернете видеоклипы, в которых люди самых разных национальностей рассуждают об Эстонии. Мы видим и слышим, что приехавшие из разных уголков мира люди находят здесь возможности сделать что-то, воплотить в жизнь свои мечты, чувствовать себя в безопасности. В нашей природе они, не обращая внимание на ненастье и холода, черпают покой и равновесие. Они выучили наш язык. Они хотят жить здесь.
Они убеждают и нас — да-да, нас самих — в том, что Эстония является страной возможностей.
Размышляя об Эстонии, я вижу страну, в которой усилия и вера в свои силы позволяют людям реализовать себя. Это страна, в которой свобода давно уже не является реликвией, тем более — последней.
Уже сейчас я вижу, как Эстония своим трудом и своим примером увлекает за собой остальную Европу в 21-е столетие, чтобы наша общая Европа сохраняла свою конкурентоспособность в быстро меняющемся мире.
В такой Эстонии хотим мы жить, и в такую страну будут стремиться лучшие люди, потому что здесь есть возможности, которых нет в других странах.
Мы создадим такую Эстонию в том случае, если уроками прошлого нам будут служить наши достижения, а не только память об исторической несправедливости и выпавших на долю нашего народа страданиях. Мы будем учиться на том, что Эстонии удалось лучше, чем другим; будем учиться на опыте наших людей, которые действуют смело, мыслят новаторски и воплощают в жизнь амбициозные проекты.
Открытость сделает Эстонию больше, ограниченность может сделать её меньше.
Но мы не позволим себе ограниченности. Мы постараемся быть большими, мы справимся со всем. Главное — не бояться, не сомневаться в своих возможностях и не цепляться за прошлое.
Выбор между смелостью и страхом, между большим и малым, между будущим и прошлым сделаем только мы сами.
Поздравляю с Днём независимости! Да здравствует Эстония!