По состоянию на конец прошлой недели ни одного беженца не приняли Австрия, Кипр и все страны Центральной и Восточной Европы за исключением Литвы, пишет Eesti Päevaleht. Уже 18-19 февраля соберется Совет Евросоюза, который критически посмотрит на страны, которые занимались проблемой беженцев недостаточно или вообще ею не занимались. Таким образом, у Эстонии и у других до сих пор равнодушно относившихся к приему беженцев стран осталось максимум две недели, чтобы внести свой вклад в схему переселения беженцев.

Сейчас очень маловероятно, что ко времени собрания Совета ЕС какой-нибудь беженец прибудет в Эстонию, и эстонские политики относятся к этому спокойно. Дипломаты не так спокойны, потому что из-за принадлежности к этому списку на Эстонию смотрят неодобрительно.

По сведениям Eesti Päevaleht, Эстония сейчас серьезно обдумывает возможность помочь одной женщине-беженцу, в данный момент идет фаза проверки документов. Если Эстония успеет ее принять до заседания совета, мы не окажемся под красной чертой.

То, что со стороны Европы дело выглядит критическим, показывает хотя бы тот факт, что представитель Эстонии при Евросоюзе, посол Матти Маазикас недавно отправил руководителям эстонского государства меморандум. Маазикас обратился к президенту Тоомасу Хендрику Ильвесу, премьер-министру Таави Рыйвасу, министру иностранных дел Марине Кальюранд и министру внутренних дел Ханно Певкуру, указав на тему беженцев и связанный с ней вопрос солидарности. Президент Ильвес, как глава государства, в свою очередь подтвердил причастным к делу, что это действительно проблема. Вчера и сегодня в Страсбурге на встречах с президентом и ведущими политиками Европарламента Ильвес, среди прочего, рассматривает вопрос беженцев.

Из-за равнодушного отношения к миграционной политике Эстонию, как страну, в наказание не поставят в угол. На заседании совета главы государств настолько не вдаются в детали. Однако в дипломатических кулуарах Евросоюза все время наблюдают за этим делом и делают промежуточные выводы о том, как удается государствам кризисное администрирование. Председательствующие Нидерланды сейчас проводят со всеми беседы и выясняют причины заминок. Например, Эстония ищет только семьи, и отсюда начинаются вопросы к эстонским дипломатам: почему вы такие негибкие?

Солидарное поведение

Множество стран, в том числе Эстония, никогда не думали, что в приеме беженцев есть что-то очень хорошее. Реальный вопрос в солидарности и в том, хотят ли кому-нибудь помогать.

Из Балтийских стран только Литва приняла одну семью беженцев, и оказалась над этой красной чертой. несмотря на то, что эта семья беженцев уже подала на Литву в суд. "Вместо статуса беженцев Литва предоставила им временную защиту, указав на то, что когда ситуация в Ираке улучшится, они смогут вернуться туда. Но эта семья хочет получить статус беженцев", — пояснил министр внутренних дел Ханно Певкур.

По словам директора Госканцелярии по делам Евросоюза Клена Яэратса, всю тему можно рассматривать с трех аспектов. "Италия, но прежде всего Греция (страны, из которых беженцы должны прибыть в Эстонию — прим. ред.) не выполнили все предварительные условия, и дело не запустилось так, как ожидалось. Поэтому и Греция получила разгромную оценку: люди не зарегистрированы, проверка документов недостаточная и т. д.", — напомнил Яэратс.

Одновременно Яэратс отметил, что касающиеся миграционной политики решения приняли уже некоторое время назад. "Если поставить это в контекст внешнеполитического кризиса, солидарности и помощи, то цифры действительно говорят сами за себя. Вряд ли теперь кого-то будут пригвождать к позорному столбу, но немножко есть такое чувство, что если дальше делать дела в таком темпе, мы справимся с реализацией первых решений к 2100 году", — признал он.

"Беспокойство из-за того, что Эстония на нуле, обосновано, если посмотреть на дело с свысока. Конечно, это бросается в глаза в Европе. В то же время с точки зрения ведомств есть весомые причины, почему решения еще не приняты", — сказал Яэратс. Он добавил, что больше всего прилагали усилий те страны, которые сами в самом большом затруднении.

В качестве третьего важного аспекта Яэрат указал на то, что Еврокомиссия готовит новые связанные с миграционным кризисом решения, которые исходят из того, как действует нынешняя система. "Если комиссия придет к выводу, что нынешняя система распределения беженцев недостаточно эффективна и ее нужно изменить, то эти изменения не будут в приятном для нас направлении. Сейчас Эстония смогла достичь довольно многого, но если мы не можем сами заставить достигнутое работать, возникает вопрос, могут ли так спроектированные решения быть основой для дальнейшего", — пояснил Яэратс.

Он напомнил, что Греции дано три месяца, чтобы привести свои дела в порядок, но это касается и других стран ЕС, которые потеряли контроль над своими границами. "В случае, если ситуация не будет взята под контроль, некоторые страны, такие как Германия, могут совершить крутой поворот, и результаты этого никто из нас не захочет видеть", — сказал Яэратс.

Эстония дотошна

Эстония сейчас относится к делу спокойно. Как сказал министр внутренних дел Ханно Певкур, по состоянию на конец пошлой недели между странами ЕС распределен 331 беженец. "Мы не в каком-то плохом положении, — признал Певкур. — Положение такое, какое оно есть, разумеется, потому, что в Италии и Греции не так много тех, кто нуждается в помощи. Италия до сих пор предложила нам восемь человек, представленные о которых данные были крайне недостаточными", — пояснил Певкур. Но все-таки среди них есть одна женщина, прием которой, по данным Eesti Päevaleht, сейчас обдумывают.

"До сих пор мы делали все с немецкой точностью, но к сожалению, нам не отвечали тем же", — признал Певкур. Он тоже считает проблемой, что Италия и Греция не передали Эстонии все условленные документы и достаточно биографических данных, что оговорено в Евросоюзе. "Личные, то есть регистрационные данные, достаточно идентификационных данных, то есть прошлое человека, и первичная проверка здоровья", — перечислил Певкур.

Чиновники, которые в курсе происходящего в Италии, заверяют, что это уже не совсем так. Италия регистрирует людей, и проводит медицинский осмотр всех прибывших. Правда, с идентификацией сложнее, потому что все прибывают без документов.

Когда офицер связи Департамента полиции и погранохраны Прийт Пыдра в начале ноября ездил в Италию подготавливать доставку беженцев в Эстонию, он еще был полон надежды и думал, что первые беженцы могут прибыть в Эстонию к Рождеству. Потом говорили о двух семьях беженцев, которые должны были прибыть в январе, но все-таки отправились в другие страны. В последний раз речь шла о восьми эритрейцах, пятерым из которых Эстония уже отказала. Теперь Пыдра отправился в Грецию продолжает там поиски подходящих для Эстонии беженцев.

Поделиться
Комментарии