Сага о Сависааре. Сколько черных кошек в темной комнате?
Стороннему наблюдателю, решившему бросить беглый взгляд на нынешний политический ландшафт Эстонии, может показаться, что на нем нет более важной и острой темы, чем причастность Сависаара к коррупционному скандалу, пишет "МК-Эстония".
Едва ли не половина публикуемых всеми медиаканалами новостей прямо или косвенно связана с лидером центристов. Даже те СМИ, которые совсем не симпатизируют временно отрешенному от должности столичному мэру, отводят свои первые полосы или эфирный prime time под репортажи о массовом паломничестве на хутор Хундисильма и/или о немногочисленном, но знаковом собрании в Нарвском центре ”Ругодив”, где рядовые (и не очень рядовые) члены Центристской партии, в пику руководству регионального отделения, выдвигают на пост председателя партии кандидатуру Железного Эдгара как противовес Кадри Симсон…
А между тем сам ландшафт продолжает активно жить своей жизнью, насыщенной, интересной и разнообразной.
Оговорка ”почти по Фрейду”
Просто за дымовой завесой ”саги о Сависааре” остальные темы порой трудно разглядеть. Но при этом характерно, что упоминание об одном из важнейших для Эстонии эпизодов политического пасьянса выскочило, как бы случайно, — именно в разгар дискуссии по самой ”жареной” теме дня.
23 октября, объясняя позицию правления нарвской организации ЦПЭ, выдвинувшего Кадри Симсон в председатели, лидер городского отделения Андрус Тамм по поводу нынешнего председателя Эдгара Сависаара (опять-таки ”как бы”?) проговорился: ”Мы хотим видеть его президентом Эстонии”.
Известный политолог, бывший центрист Пеэтер Тайм на эту тему в интервью газете Postimees высказывается достаточно откровенно: ”Зная политическую культуру центристов, с уверенностью могу заявить, что нарвское отделение не могло принять решение о поддержке Кадри Симсон без ведома или, если хотите, без приказа Сависаара. Лидер центристов держит в кулаке всю партию, и … никто в центристской верхушке, которая сейчас кормится с руки Сависаара, не может делать что-либо против его воли”.
Оставим на совести политолога излишнюю метафоричность и экспрессивную окрашенность лексики. Но по сути, мне кажется, его суждение близко к истине. Не такой Сависаар человек, чтобы пускать на самотек столь важные процессы. В том числе — и знаковые ”проговорки” о претензиях на пост главы государства.
Друг другу посылая знаки…
В этой истории есть одна деталь, на которую пока как-то не обратили внимания аналитики и эксперты. А именно: фраза Андруса Тамма о президентстве Сависсара, на мой взгляд, не случайно вырвалась у него вскоре после высказывания другой знаковой фигуры эстонского политического бомонда — экс-еврокомиссара Сийма Калласа.
6 октября, комментируя решение руководства Партии реформ выдвинуть его, Калласа, кандидатуру на пост президента Альянса либералов и демократов за Европу (АЛДЕ), он подчеркнул: ”Пост президента АЛДЕ является вдохновляющим вызовом. При слаженном сотрудничестве либералов возможно серьезно увеличить влияние либеральной политики в Европейском союзе”.
Хотя менее чем за три месяца до этого, отвечая на вопрос газеты Eesti Päevaleht о достоверности слухов про его предполагаемое президентство в АЛДЕ, Каллас произнес несколько иную сентенцию: ”Я еще ничего не решил. Несколько очень влиятельных людей весной пришли ко мне с этой идей… Это большая работа. Поскольку это такой большой конгломерат; во время его формирования были завербованы разные партии (55), которые в своих странах ненавидят друг друга. Главной задачей были бы безумные разъезды, поддержка и организация политики европейских либеральных партий… Но это совершенно иное, чем продвижение либеральных взглядов”.
Здесь совсем не чувствуется того энтузиазма, который слышен в его же словах, произнесенных 6 октября.
А чтобы трансформация настроений недавнего вице-президента Еврокомиссии была еще нагляднее, вспомним, что сразу по возвращении из Брюсселя в родные края Сийм Каллас несколько раз давал понять: он совсем не против того, чтобы его кандидатура была выдвинута на пост президента Эстонской Республики.
Собственно, от этой идеи он не отказался и по сей день. С одной существенной оговоркой, которую он сделал в недавнем интервью газете Pärnu Postimees: ”Если предложат!”. Но при этом подчеркнул, что пост президента АЛДЕ для него сегодня предпочтительнее.
Впрочем, как настоящий политик, Каллас до последнего момента не оглашает свое окончательное решение, оставляя за собой свободу маневра. Хотя в его публичных выступлениях и прослеживается некоторая последовательность:
1) он готов стать президентом Эстонии, но
2) ему поступило другое предложение, над которым стоит подумать;
3) скорее всего, он примет это ”другое предложение”…
Дескать, кто готов конкурировать по первому пункту — прошу, с моей стороны особых препятствий не будет.
У кого скелетов больше
На первый взгляд может показаться, что у Сависаара — с учетом нынешнего скандала — практически нет шансов на успех в борьбе за Кадриоргский дворец. Но кто сказал, что обвинения в коррупции и место на политическом Олимпе несовместимы? Не надо ходить слишком далеко: тому же Сийму Калласу в свое время гораздо более громкие скандалы, связанные с ”Внешэкономбанком” и ”чеченскими рублями” (речь и там, и там шла о десятках миллионов долларов), отнюдь не помешали стать премьер-министром Эстонии, а затем и вице-президентом Европейской комиссии. Причем в этом наднациональном органе власти он одно время курировал деятельность по администрированию, аудиту и (внимание!) борьбе с мошенничеством.
До президентских выборов в Эстонии остается чуть меньше года. Нынешний глава государства, пользуясь столь близким ему сленгом американского истэблишмента, перешел в категорию, сочувственно именуемую ”хромая утка”. Сегодня любые рассуждения на тему, кто станет его преемником, больше походят на поиск черной кошки в темной комнате. К тому же без уверенности, что она там есть.
Но попробовать-то можно?!