Шесть лет обучения прошли довольно легко. Трудности были лишь с эстонским языком, зазубривание большого количества профессиональной терминологии далось нелегко. Забавной оказалась и первая практика в университете. Она состояла в том, что нам приходилось убирать за животными отходы их жизнедеятельности.

Про специализацию

Никакой специализации у врачей-ветеринаров нет. Нас всех учат одинаково, то есть мы все выпускаемся универсальными врачами. Кто потом будет на чем специализироваться, решается на практике. Все зависит от твоего желания — будешь ты офтальмологом, ортопедом или еще кем.

Экзотическими животными, птицами и грызунами я не занимаюсь. Я имею право их лечить, но не хочу углубляться в какие-то узкие направления. В этом основная проблема универсальности образования. С одной стороны, ты можешь лечить рептилий, скот и так далее, а с другой — тебе может не хватить каких-то специальных знаний для этого. Поэтому я решил остановиться на менее сложной категории животного мира.

Кроме диплома ветеринарного врача, мне необходимо было для продолжения практики получить лицензию. Это не сложно, чисто формальный процесс. После этого я устроился работать в клинику.

Про пациентов

Моими пациентами становятся только кошки и собаки. Хотя владельцы кошек обращаются за помощью чаще. Но это не значит, что эти животные чаще болеют. Просто кошек больше. Люди начинают понимать, что содержание собаки — это огромная ответственность и труд.

Своих пациентов я могу разделить на ”легких” и ”тяжелых”. ”Легкие” — это с рутинными заболеваниями, такими как воспаления внешнего уха, кожные заболевания (лишай, внешние паразиты). Также к легким случаям я могу отнести кастрацию котов. Это занимает 5–10 минут.

”Тяжелые” пациенты — это те, кому предстоят сложные операции, и трудные случаи для диагностирования. Если симптомов мало, то приходится становиться настоящим сыщиком. Сложные операции могут длиться по нескольку часов. Например, кесарево сечение у маленьких собак. У них очень велико возникновение осложнений при естественных родах, и большинство хозяев выбирают плановое кесарево. После этого зачастую делается стерилизация животного.

Также у меня есть постоянные пациенты. С некоторыми я работаю почти с самого рождения. Мне однажды принесли найденного двухнедельного котенка. Оказалось, что он болен чумой. Была очень небольшая вероятность, что он выживет. Но с моей помощью и благодаря хорошему уходу хозяев котенок выжил. Это приятная сторона профессии.

Про проблемы

Самым распространенным недугом среди кошек и собак является заглатывание инородных тел. Это случается очень часто. Я отношу это к сложным случаям, так как для того чтобы достать проглоченную вещь, зачастую приходиться разрезать брюшную полость. При этом есть риск заражения, попадания инфекции в рану.

Из желудка животных я извлекал самые разнообразные предметы: иголки, резиновые и пластиковые игрушки. Иголку, кстати, легче всего найти, чаще всего она выходит сама. Мы просто наблюдаем за ее прохождением по кишечнику и, если нет необходимости, не вмешиваемся. Такой случай был совсем недавно. Ко мне пришла хозяйка кошки и сообщила, что собирала иголки и одной точно не хватило. Сделали рентген кошке и обнаружили потерявшуюся иголку. Решили ждать, так как иголка сама хорошо продвигалась. Потом довольная хозяйка позвонила и сказала, что иголка вышла сама.

Также чаще всего обращаются с различными сезонными заболеваниями. Например, весной и летом это клещи.

Есть типичные недуги у собак одинаковых пород. Шарпей, например, страдает из-за большого количества кожи. Надо не забывать протирать между складками, а некоторым порой приходится делать операцию по удалению излишней кожи, если та мешает животному видеть.

Про рабочий день

Первое, что я делаю, когда прихожу на работу, — проверяю карты больных, смотрю запись на сегодняшний день. При необходимости связываюсь с другими врачами. Мы консультируемся по поводу планируемого лечения.

Все сложные операции я стараюсь ставить на первую половину дня. Порой одна из них занимает несколько часов и требует немало сил.

В день у меня в среднем 10–30 пациентов. Это достаточная загруженность. Зарплата у ветеринара общей практики — 1000–1100 евро в месяц. Хотя у того, кто занимается специфическими животными или болезнями, может быть гораздо больше.

Про пересадку органов

Большой проблемой в Эстонии является пересадка органов у животных. Лично я не слышал, чтобы это у нас делали. Может, в университете и ведутся такие эксперименты, но на практике не встречал.

А в пересадке органов есть постоянная необходимость. Например, почечные заболевания — одна из самых частых причин летального исхода у старых кошек. Сейчас у нас лечение таких заболеваний чисто симптоматическое. Если почки не работают, то обычно используют капельницы или диализ крови. Это снимает проблему, но не навсегда. Опять происходит загрязнение крови, так как почки плохо работают, и приходится повторять процедуры.

Про мифы о животных

Не раз приходилось слышать о том, что коты просто обожают валерьянку. Да, определенное пристрастие у них есть, но влияет она на каждого по-разному, как алкоголь на людей.

Некоторых котов валерьянка может расслабить, а других, наоборот, сделать агрессивными. Поэтому никогда не советую использовать валерьянку как средство успокоения при транспортировке животного.

Многие думают, что собаки и кошки долго не живут. Хотя вот совсем недавно лечил кота, которому уже 23 года. Самой возрастной собаке в моей практике было 19 лет. Продолжительность жизни животного напрямую зависит от заботы хозяев.
Зато не миф, а реальность, тот факт, что животные похожи на своих хозяев. Как по характеру, так и внешне. Я не раз в этом убеждался. Например, моим пациентом был пес породы боксер. Его хозяин оказался боксером уже по профессии. Да и внешнее сходство было поразительным.

О сложностях профессии

Встречались и агрессивные животные, которые меня и кусали, и царапали, но это мелочь по сравнению с их агрессивными хозяевами.

Если для успокоения разбушевавшегося животного я могу использовать специальные средства фиксации, а в некоторых случаях анестезию, то владельцев порой приходится долго успокаивать устно. Печальней всего становится, когда ты прикладываешь все силы и знания, чтобы оказать необходимую помощь животному, а потом получаешь совсем не хвалебные отзывы. Например, хозяева очень резко реагируют, когда их любимец вырывается, скулит или громко мяукает. Они не понимают, что без этого невозможно провести смотр животного, поставить правильный диагноз. Я ведь не могу попросить животное чуть-чуть потерпеть.

Также бывает, что хозяева не хотят верить диагнозам врача. Например, приводят в клинику животное с каким-то банальным кожным заболеванием, а врач на осмотре диагностирует еще и новообразование. Чаще всего хозяева отказываются воспринимать эту информацию и заставляют лечить только менее важное заболевание.

Про эвтаназию

Однако самым сложным было привыкнуть к эвтаназии. Сейчас я уже не принимаю все так близко к сердцу, но для меня это всегда остается крайней мерой.

В месяц в среднем я провожу 5–10 эвтаназий. Чаще всего приходится усыплять кошек. Главными причинами становятся неизлечимые заболевания от старости (почечные, сердечные). Стоит это от 20 евро до 100 евро — в зависимости от размера животного.

Самыми печальными и не поддающимися пониманию становятся случаи, когда просят усыпить вполне себе здоровое животное. Просто хозяевам по каким-то причинам некуда его деть. В таких случаях я не сразу выполняю их желание. Я консультирую их: рассказываю о том, куда можно отдать животное, куда обратиться за помощью. Чаще всего это останавливает владельцев.

Как поступить с телом животного, решает владелец. Есть несколько вариантов. Первый –кремация. У нас есть морозильные камеры, куда помещается тело. Потом специальная фирма его забирает, сжигает, владельцу отдают прах.

Второй вариант — захоронение на кладбище для животных. Третий вариант — хозяева просто забирают останки, и сами его хоронят там, где посчитают нужным.

Поделиться
Комментарии