"Бонусы за провал": почему собственный аудит Eesti Energia не видел в этом проблемы?
”Эта тема в то время не была настолько актуальна, как другие. Всего разом все равно не успеть. В своей работе в основном мы опираемся на отдел управления рисками и услуг внутреннего аудита, а также на его человеческие ресурсы. У нас 5-6 человек постоянно занимаются очень разными вопросами: от нефтяных и ценовых рисков и выполнения планов инвестиций до выявления попыток обмана на производстве”, — поясняет член аудиторского комитета Eesti Energia со стажем Меэлис Викербау.
В последнем квартале прошлого года аудиторский комитет дал задание отделу внутреннего аудита разобраться в данном вопросе, а в конце марта нынешнего года аудиторский комитет предоставил отчет совету Eesti Energia. Сегодня, в начале сентября, данная тема стала публичной.
”Лично я тут особо не вижу ничего скандального. Говоря об этом, я основываюсь на том, что я видел сам, а также на информации от людей, которым я доверяю. Да, я заметил единичные ошибки в данной сфере, но ничего особо скандального тут нет. Было бы правильно организовать поставку при приеме на работу своего международного консультанта, работающего на основании договора. Тогда это все было бы более прозрачно для общественности. В любом случае, в своем рапорте отдел внутреннего аудита не установил наличие международной поставки”, — заверил Викербау.
По его словам, в 2004-2005 годах у Eesti Energia имелись единичные договоры с фирмой, в данный момент называющейся Evercore Partners. Сотрудничество стало более плотным в связи в проектами в Иордании и США. Сотрудник Evercore Partners Доминик Фрили давал регулярные консультации, ему покрывались связанные с исполнением рабочих обязанностей расходы (транспорт, проживание в отеле), а в случае успешного завершения проекта была предусмотрена премия. ”Три различных типа выплат. На самом деле, по тем временам эти суммы не были такими уж большими, учитывая объем проектов”, — говорит Викербау. В период с 2008 по 2014 год финансовый советник Доминик Фрили получил от Eesti Energia в качестве оплаты труда около 10 миллионов евро.
”Я считаю, что в данной области широко известных и признанных специалистов у нас в Эстонии попросту нет. Принятие на работу специалиста из-за рубежа в таком случае — это верное решение”.
Викербау не разделяет мнения своего коллеги Мярта Вооглайда о том, что один и тот же руководитель не должен занимать свой пост на государственном предприятии более пяти лет. ”Я считаю, в данном вопросе мы должны учитывать прежде всего саму личность руководителя. Государственное предприятие во многом могло бы существовать по аналогии с частным, где главный руководитель занимает свой пост до тех пор, пока владельцы им довольны и фирма постоянно развивается. Это мое четкое убеждение”.