С громким скандалом со взятками в Таллиннском порту связаны транзитные бизнесмены
КаПо в среду задержала председателя правления госфирмы Tallinna Sadam Айна Кальюранда и члена правления Аллана Кийли и подозревает их во взяточничестве в крупных размерах. Речь идет об одном из самых крупных случаев коррупции после дела об обмене земель. По сведениям Eesti Päevaleht, в даче взятки подозревают транзитных бизнесменов из фирм Baltic Maritime Logistics Group, Esteve Terminal и CF&S.
Помимо Кальюранда и Кийля задержали трех подозреваемых в даче взятки и трех подозреваемых в содействии даче взятки, в общей сложности восемь человек.
По данным Eesti Päevaleht, в качестве подозреваемого в даче взятки задержан один из владельцев и председатель совета Baltic Maritime Logistics Group AS Тынис Похла и председатель правления принадлежащей этой же фирме Esteve Terminal AS Юллар Раад. Кроме Baltic Maritime Logistics Group с возможным преступлением связывают ее дочернюю фирму CF&S, председателем совета которой также является Похла.
Остальные подозреваемые тоже проживают в Эстонии.
Телефоны Кальюранда, Кийля, Раада и Похла вчера были на автоответчике. Один из владельцев Baltic Maritime Logistics Group AS Тармо Нурметало, который также является членом правления CF&S и членом совета Esteve, заверил Eesti Päevaleht, что он не знает, подозревается ли его партнер по бизнесу в даче взятки и, по его сведениям, в принадлежащих им фирмах обысков не проводилось. "Я не знаю ничего о подозрении, об этом вы должны спросить у него", — сказал Нурметало.
BMLG — холдинговая фирма, которая объединяет предприятия, занимающиеся логистикой и транзитом. Так, CF&S занимается логистикой, и Esteve — крупнейший поставщик стивидорной услуги в порту Палдиски. Исполнительный директор CF&S Харри Рястас также сказал Eesti Päevaleht, что, по его сведениям, в их офисах обысков не проводилось. "Почему должны были? Мы никак не связаны с ними", — сказал Рястас.
Госпрокуратура вчера подтвердила, что, согласно подозрению, взятки в крупных размерах брали на протяжении нескольких лет. По данным Eesti Päevaleht, эпизоды взяточничества уходят в 2009 год, однако уголовное дело возбудили в этом году. Речь идет об оном из самых крупных случаев коррупции после дела об обмене земель.
У Кальюранда и Кийля могло быть скрытое участие в связанных с Таллиннским портом фирмах. Кроме того, Кальюранд и Кийль могли получать взятки в связи с поставками порта.
Как утверждается, дело касается и последней поставки паромов, однако подтверждения этому получить не удалось.
Несколько источников дали Eesti Päevaleht понять, что всевозможных проектов, с которых Кальюранд и Кийль, согласно подозрению, брали взятки, за годы накопилось много.
В этот промежуток среди прочего попадает и нашумевший конкурс на строительство контейнерного терминала, который выиграло предприятие с очень невнятным прошлым Rail Garant. Конкурировавший с Rail Garant транзитный центр Анатолия Канаева проиграл конкурс, хотя, как утверждается, предложил плату на 15% выше. В начале 2012 года Канаев написал об этом заявление в КаПо, поскольку подозревал, что руководители Таллиннского порта тайно входят в число владельцев Rail Garant.
В опубликованной Госпрокуратурой и КаПо скудной информации стоит обратить внимание на то, что среди восьми задержанных, помимо бравших взятки руководителей порта и дававших взятки людей, есть и посредники. Очевидно, это был так называемый "центр", через который двигались денежные суммы. Например, для перемещения таких денег можно предоставить различные счета за консультации.
Взятка в крупных размерах
Взяточничество в крупных размерах, согласно закону, означает взятку в сумме не менее 40 000 евро, однако в данном случае не говорят о минимальной границе, суммы были в разы больше. Это подтвердил "Актуальной камере" и заместитель начальника КаПо Ээрик Хельдна. О какой точно сумме идет речь, вчера говорить не согласились. Не особенно большая готовность следователей делиться публичной информацией в определенном смысле понятна, потому что в случае операции такого масштаба особенно важно допросить как подозреваемых, так и ключевых свидетелей до того, как просочится важная информация.
Вчера на рабочих местах и в домах подозреваемых — у некоторых из них по нескольку домов — провели обыски, которые к концу рабочего дня еще не закончились. КаПо направила туда значительное количество людей, потому что находившихся в разных местах подозреваемых нужно было задержать в одно время. Также КаПо вчера начала допрос подозреваемых.
Министр экономики и инфраструктуры Кристен Михал подтвердил в среду, что уже с момента вступления в должность был осведомлен о связанном с Таллиннским портом расследовании. Он добавил, что во время срока его полномочий как Кийля, так и Кальюранда держали на этих должностях для того, чтобы не мешать следственным действиям. "Как я, так и мои предшественники на протяжении нескольких лет были осведомлены об этих подозрениях. Поскольку следствие проходило в течение нескольких лет, я не первый министр, который был осведомлен об этом", — сказал Михал, указав, что ранее, до начала официального уголовного расследования, были проинформированы и бывшие министры Урве Пало и Юхан Партс.
По словам Пало, прошлой весной, когда она стала министром экономики, КаПо проинформировала ее по всевозможным вопросам, входящим в компетенцию министерства. "Среди прочего речь шла о Таллиннском порте, однако ни об одном конкретном обвинении не говорили. Но я посоветовала тогдашнему главе совета Таллиннского порта Ремо Хольсмеру перед выбором правления на всякий случай проконсультироваться с КаПо, — скзала Пало. — Задержание нынешних руководителей Таллиннского порта стало для меня сюрпризом. О возбуждении дела КаПо меня не информировала".
На карандаше КаПо
КаПо годами следила за вопросами экономической безопасности государства и в случае угроз информировала министров, потому что главная цель департамента — предотвращение преступлений. Если это не удается, нужно доказать преступление.
Кристен Михал сказал, что он контактировал и с советом порта и вместе решили, что до назначения новых руководителей руководство должен продолжить финансовый директор фирмы Марко Райд. Михал сказал "Актуальной камере", что один из руководителей порта уже подал заявление об отставке и надеются, что это сделает и второй.
"Для нас важно, чтобы и текущими поставками, например, поставкой паромов, по-прежнему руководили стабильно. Если нужно, к нынешнему финансовому директору мы найдем и временного исполняющего обязанности", — сказал Михал.
Михал заверил, что со следствием не связан ни один из членов совета Таллиннского порта, и совет не знал о расследовании. По сведениям Eesti Päevaleht, с делом не связаны другие работники Таллиннского порта, кроме членов правления.
Член правления порта Рандель Лянтс сказал Delfi, что он не знал, что члены правления Айн Кальюранд и Аллан Кийль находятся под следствием. "Если такие расследования проводят, то обычно это не делают на глазах у общественности", — отметил Лянтс, который, по его утверждению, прочитал о задержании членов правления в СМИ.
Бизнесмен Хиллар Тедер, единственный из членов совета, признал, что на самом деле задержание членов правления — упрек и членам совета порта. "Если такие вещи могли произойти, то ответственность лежит и на членах совета", — признал Тедер.
Бывший член совета Таллиннского порта Вейко Тисхлер тоже был смущен. "Это настоящий шок. Я был членом совета пять лет и не мог заподозрить, что дела могли идти так, — сказал Тисхлер. — Зарплаты были приличные, зарплату обоим повысили еще прошлой осенью. Соблазнов не должно было быть, но ведь чужая душа — потемки", — рассудил Тисхлер.