”Когда я покупаю ребенку овощи, моим главным условием является то, чтобы они были эстонскими, — говорит Тамара. — Правда, найти, кроме картошки и моркови с капустой еще какие-то местные овощи и фрукты в супермаркетах практически невозможно. Другим странам я не доверяю, мне кажется, что все нашпиговано химией, боюсь покупать. Молоко, к счастью, тут все свое, хлеб вкусный — это покупаю без опаски. Но за некоторыми продуктами езжу в экомагазины, мне все-таки странно, что молоко, купленное в супермаркете, скисая, горчит”.

Здоровое и чистое питание в последние годы становится самой настоящей манией. Правда, по карману оно не всем, и многие подозревают, что дороговизна является единственной отличительной чертой ”чистой” еды. Однако все не совсем так — достаточно высокую стоимость этих продуктов обусловливает технология производства.

Опыт предков

”По сути, производство экологических продуктов сводится к старым традициям, когда поля обрабатывали натуральными удобрениями, а скот кормили натуральными кормами”, — рассказывает Тийа Клейн, председатель правления Eesti Mahe OÜ.

Современные технологии выращивания направлены на количество и быстрый рост — чтобы обеспечить население всем необходимым. В итоге все необходимые для растений полезные вещества добавляются за счет синтетических удобрений. ”Для борьбы с вредителями используют разные химикаты, которые заодно отравляют и полезных насекомых, мелкую полевую живность, почву, дренажные канавы”, — продолжает Тийа.

Кроме того, использование пестицидов сыграло злую шутку — сформировались новые поколения вредителей, устойчивых к воздействию химии, пришлось придумывать все новые и новые составы, реальное воздействие которых на человека станет ясно лишь спустя годы. Увы, такие штуки ”выстреливают” не сразу, а накапливаются десятилетиями.

”У каждого употребляемого в пищу растения концентрация остаточных веществ в норме, — говорит Тийа. — Но никто не говорит о том, остаточные вещества скольких растений попали в продукцию. Кроме того, нет никаких исследований о взаимодействии этих химикатов и конечном влиянии на человеческий организм”.

Нынешнее производство позволяет выращивать томаты и огурцы в пенопласте, не на ”живом” грунте, зато это позволяет при минимальных затратах получить хороший урожай и обойтись без вредителей. Однако покупая очередную партию таких овощей, подумайте о том, что синтетические удобрения и подобная система выращивания полностью нарушают баланс питательных и минеральных веществ в растении.

Кто-то от этого отмахивается, считая, что потребляет не так много консервантов, нитратов и прочей химии. А кому-то от этого очень не по себе. Особенно, когда речь заходит о генно-модифицированной продукции.

ГМО-свободные

Многие ученые считают ее абсолютно безопасной, но тем не менее производители обязаны маркировать свою продукцию, если в ее состав входят ГМО-соединения — это требование ЕС. В экопроизводстве использование подобных растений или кормов категорически запрещено.

Кстати, все больше хозяйств Эстонии заявляют о том, что у них нет генно-модифицированной продукции. На данный момент, согласно данным портала gmo-free-regions.org, у нас в стране насчитывается 287 ”чистых” хуторов.

”Нынешние ГМО-культуры выведены с целью создать более устойчивые к любым воздействиям растения, а также повысить урожайность, — поясняет Тийа Клейн. — Как правило, такой фермер является человеком, который хочет получить быструю прибыль, не думая о будущих поколениях. Модифицированные растения очень опасны для окружающей природы — их распространение вызывает экологическую катастрофу. Поэтому в экологически чистых хозяйствах выращивание подобных растений, а также их употребление в качестве корма запрещены”.

Как это происходит

Чтобы заняться выращиванием экологичной продукции, будь то растения или скот, необходимо соблюдать строжайшие требования. За исполнением всех нормативов следят Ветеринарно-пищевой департамент, Министерство сельского хозяйства плюс постоянные проверки всевозможных еврокомиссий.

”Для того чтобы иметь право называть свою продукцию экологически чистой, для начала необходимо отправить в Департамент сельского хозяйства заявку, — объясняет Мартин Репински, владелец Konju Mõisa Talu. — Ее рассматривают, проверяют соблюдение всех условий и два года дают ферме на переходный период. Причем не может быть так, что, например, часть хозяйства производит экологически чистую продукцию, а другая — обычную. Все должно быть натуральным, и цепочку эту нарушать нельзя. У нас в стране, могу с гордостью это сказать, не было ни одного штрафа от ЕС за несоблюдение требований, поэтому продукцию местных экофермеров можно покупать смело”.

Животные на таких фермах не должны содержаться в загонах — им надо обеспечить свободный выгул. Корма для них должны быть выращены без добавления удобрений и пестицидов.

Каждый вид продукции фермы также проходит сертификацию. ”Например, наше молоко мы уже имеем право продавать с маркировкой ”Эко”, а вот сыры еще в процессе сертификации, их производством мы начали заниматься недавно”, — поясняет Мартин.

На полях тоже все непросто. Например, если на одном массиве расположены ”эко” и обычные поля, между ними должен быть незасеянный участок, шириной 2-5 м, траву на котором запрещено скашивать до конца июля — это препятствует переносу разных веществ с поля на поле.

”В качестве удобрений используются только органические, — рассказывает Тийа Клейн. — Земля — это очень важно, нужно сохранить ее, не истощить. Поэтому используют только компост, растительные удобрения. Причем компост изготавливается на месте, тоже из экологически чистых продуктов. В качестве средств для борьбы с вредителями также используются природные средства. Да, урожайность на таких полях не очень высокая, но зато это с лихвой компенсируется качеством и полезностью”.

А их все больше

Производство экологически чистой продукции в Эстонии с каждым годом все увеличивается , соответственно увеличивается и количество торговых точек, где можно купить хуторскую продукцию. Правда, дешевле она от этого не становится.

”Производительность у ”эко”-коз и коров намного ниже, чем у обычных буренок, — рассказывает Мартин Репински. — Если при обычном производстве коза дает 6-7 л молока, то при экологичном — лишь 2-3 л. Коровы на обычных фермах через 5 лет становятся отработанным материалом, их отправляют на убой. У нас одной корове уже 17 лет и она до сих пор дает молоко”.

Но при такой производительности и уходе сильно возрастают затраты на содержание. Поэтому литр чистого коровьего молока обойдется почти в три раза дороже литра обычного пастеризованного. Это же касается и растений — в среднем экологически чистое поле дает урожай в два раза ниже, чем обычное. А затраты на то, чтобы вырастить на нем что-то — весьма высоки.

Однако даже такие цены покупателей не отпугивают. И нередко прилавки с такой продукцией можно встретить даже в обычных супермаркетах. Например, в супермаркете Rimi под маркировкой I love Eco продается весьма обширный ассортимент экологически чистых товаров.

”Это специальная линейка, товары для которой можно приобрести только у нас. — рассказывает пресс-секретарь сети Катрин Батс. — Также есть специальные прилавки Talu toidab (”Хутор кормит”). С каждым годом количество покупателей этой продукции растет — для людей важно, чтобы то, они покупают, было экологически чистым. Особенно это заметно, если речь идет об овощах и фруктах. Есть клиенты, которые утверждают, что, попробовав натуральные продукты, перестали покупать обычные”.

Как отмечает Катрин Батс, в качестве экотоваров сомневаться не приходится. Маргус Лилле, владелец экофермы и поставщик товара подчеркивает, что за их производством ведется крайне строгий контроль, все партии промаркированы и любой обман просто исключен — всю цепочку производства легко проследить.

Какое впечатление оставил у вас этот материал?

Позитивно
Удивительно
Информативно
Безразлично
Печально
Возмутительно
Поделиться
Комментарии