По словам Саарма, наблюдая за поступками избирательного органа университета, складывается впечатление, что никого не интересуют интересы куратория. За ниточки дергают председатель Сандор Лийве и член куратория Тоомас Луман.

По словам Саарма, работа куратория началась на одной волне и с хорошим духом сотрудничества. Все члены, казалось, понимали, что речь идет об университете, имеющем ключевое значение. На первой встрече единогласно пришли к мнению, что у куратория есть две важные цели: привести ТТУ на европейскую верхушку и выбрать для этого соответствующего ректора.

После собрания куратория 22 мая единодушия не осталось. Счетная комиссия насчитала восемь голосов за назначение на пост ректора Яака Аавиксоо и три голоса против. Лишь спустя пару дней в беседе выяснилось, что против проголосовали четыре человека. Поэтому четверо членов куратория опротестовали результаты и подтвердили подписями, что голосовали против Аавиксоо.

Чтобы внести ясность, председатель куратория Сандор Лийве предложит представить результаты голосования на судебно-медицинскую экспертизу, однако четверо проголосовавших против члена куратория отказались давать пробы ДНК. По словам Марта Саарма и Райнера Каттеля, одной из важнейших причин отказа стало то, что на экспертизу решили отправить только пробы ДНК четверых проголосовавших против назначения Аавиксоо членов куратория, хотя сперва речь шла о том, чтобы отправить на проверку пробы всех членов куратория.

Март Саарма сказал, что был готов дать анализы, но при условии, что до этого объяснят, что они покажут, и что на анализ отправят пробы всех, а не только четверых проголосовавших против.

11 июня газета Postimees опубликовала статью, в которой Саарма описал упущения в процессе выбора ректора. В тот же день ему позвонил член куратория, председатель правления Торгово-промышленной палаты, известный как серый кардинал эстонского бизнеса, Тоомас Луман.

”Я знаю его долго, и по-моему у нас вполне нормальные и хорошие отношения, — сказал Саарма. — Сперва он сказал, что является очень влиятельным человеком в Эстонии, что я и предполагал, и добавил, что знает очень хорошо, кто как проголосовал и какими были мотивы разных людей. Он предупредил, что я не знаю, с какими людьми создал шайку”, — описал академик телефонный разговор, на всякий случай отметив, что никакой ”шайки” не было. ”Так случилось, что мы проголосовали иначе, чем семь человек”.

”В конце Луман посоветовал мне очень хорошо подумать, какую сторону я выберу. В общем, угрожал, что мне и троим коллегам придется иметь дело с полицией и судом”.

Саарма подтвердил, что говорил об этом звонке друзьям и многим членам куратория, а также проинформировал об этом ректора Андреса Кеэваллика. Член куратория Райнер Каттель подтвердил, что электронное письмо с соответствующим содержанием Саарма действительно отправлял оставшимся трем членам куратория. ”За последние 25 лет я не получал таких звонков, — описывает Саарма произошедшее. — В демократическом государстве, входящем в ЕС, так дела не ведут. Это еще сильнее углубило впечатление, что речь не идет о выборе лучшего кандидата на пост ректора, там есть какие-то иные мотивы. Каковы они, для меня совершенно не понятно”.

Луман подтвердил, что речь шла об одной из бесед между двумя мужчинами и в конкретном разговоре он посоветовал Саарма серьезно подумать о том, к кому он присоединился в борьбе против Яака Аавиксоо.

По словам Лумана, исключено, что кто-то совершил подлог во время голосования, потому что весь процесс проходил на глазах у куратория — ящик для голосования ни разу не выносили из помещения, бюллетеней было 11. ”Следовательно, кто-то из четверых человек, утверждающий, что не голосовал за, на самом деле проголосовал за. Если господин Саарма не знает — как он мне утверждал, — кто сделал это, значит, кто-то не говорит ему правду”.

Комментируя угрозы, Луман сказал, что, если Саарма и другие обвиняют кого-то в подделке голоса, то этот человек имеет право защищать свою честь и достоинство, обратившись в полицию.

Поделиться
Комментарии