Живущая в Греции эстонка: забастовки у греков — их национальная особенность
Ольга-Анникки сейчас постоянно живет на острове Родос, но много ездила по Греции и работала как на материке, так и на других островах. За это время в туристическом секторе Греции многое изменилось. Были подъемы и крупные спады, самый глубокий из которых, наверное, начинается сейчас и касается жизни Греции в целом.
По словам Ольги-Анникки, здесь частично можно увидеть и плоды того, что СМИ сеют страх. Она надеется, что это не оттолкнет эстонцев, а скорее наоборот, что жаркое солнце, бирюзовое море, греческое вино и вкусная еда — это то, что влечет сюда народ и будет влечь и в дальнейшем.
Ты сейчас на Родосе. Как тебе кажется — насколько жизнь на островах отличается от жизни на материке?
Если называть какие-то отличия, среди них, наверное, то, что жители островов спокойнее, хотя греки и в общем плане очень спокойные. Но у островитян своя островная атмосфера — все идет в спокойном темпе. Островитяне — простой народ. Это примерно так же, как у нас в Эстонии с Сааремаа и Хийумаа. На островах основной доход людей идет от туризма, который продолжается весь летний сезон. В том, наверное, и отличие от материковой Греции, что поскольку острова в летний сезон полны туристов, в целом у всех местных здесь есть рабочее место и доход.
Неуверенность, которая царит в Греции, конечно, нервозная, и не только для самих греков. Насколько это распространилось за пределы страны и поэтому повлияло на численность туристов на месте?
Наверное, СМИ здесь сыграли свою роль, которая оказала довольно большое влияние. Может быть, не столько среди эстонцев, но среди других национальностей точно. Оценочно можно сказать, что нынешняя весна и начало лета по сравнению с прошлым годом уменьшили туризм на 15-20 процентов. В эту цифру входят и исчезнувшие российские туристы. То, что пишут в СМИ, хорошо дает о себе знать на месте.
Но надо сказать, что далеко не все, что пишут, правда. Не соответствует действительности, что обстоятельства вынуждают местных переезжать на улицу, начинать закупать сухие продукты питания и запасаться бензином.
Хотя люди, сердитые на Грецию и греков, вероятно, хотели бы этого?
Возможно, но, очевидно, эти люди никогда не пытались посмотреть на ситуацию с точки зрения простого человека в Греции. В создавшейся ситуации нет ничего черно-белого. Есть ошибки, которые делали политики, есть коррупция, но обычный человек в данный момент не понимает, за что его наказывают, загоняют в угол.
Для жителя Эстонии история довольно черно-белая. Греки набрали кредитов, жили в долг и до сих пор живут за чужой счет…
Я не стала бы никого защищать. Оглядываясь назад, можно сказать, что вступление в Евросоюз создало политикам ложное представление, будто денег будет много и хватит на все. Зачастую эти деньги не шли в правильное место. Коррупция и вся система в целом — вот на что нужно смотреть.
Обычные люди — все-таки не те, кто виновен в коррупции. К этому присоединяются, поскольку это так укоренилось. Это проявляется и, например, при походе к врачу, где деньги, так сказать, из-под прилавка, гарантируют более быстрый и благоприятный ход дел. Против такой системы обычный человек не может бороться своими силами.
Греки во все времена делали историю и делают ее и сейчас, и будут делать и в будущем. То, что они устраивают забастовки, демонстрации, уклоняются от законов и тому подобное — это особенность, менталитет этого народа, и идет, так сказать, вместе с ними. Это нельзя изменить. Грек есть грек.
Ты сказала, что СМИ имеют большую силу. Паники ты не наблюдала, но что тогда СМИ смогли поменять?
Вчера вечером, когда я ехала домой, многие бензозаправки были закрыты. Бензин закончился — весь распродали. В СМИ создали панику, мол, нужно запасаться бензином. Может быть, туристов это так сильно не касается — если в арендованном автомобиле закончится бензин, занятия на этом не закончатся.
Но на местный быт это влияет сильно — на следующий день нужно попасть на работу. У таксистов и владельцев автобусов, которые везут туристов из аэропортов в гостиницы, тревожные сообщения СМИ вызвали беспокойство, и они встали у бензозаправки. Люди пошли пешком. На всякий случай.
Но в случае островов то, что бензин закончился, никак не было связано ни с одним только экономическим или политическим кризисом. Здесь это бывало и раньше. Решение в большинстве случаев приходит на следующий день, и на всех заправках вновь можно купить топливо. Если бензин закончится, нужно просто подождать, чтобы его привезли с материка.
СМИ действительно имеют большую силу. И в Эстонии ведь хватает одной новости, чтобы цена на что-нибудь начала расти, и в магазине этот товар уже был распродан. В данный момент подобные новости в Греции имеют такой же вес — как будто причины для паники нет, но СМИ все тычут в проблему, люди читают и активизируются?
Да. Наверное, так это и происходит. Но правда в том, что в данный момент местные с выданной в Греции банковской картой не могут снять в банкомате больше 60 евро в день. Туристы, напротив, могут снимать столько, сколько хотят. Может случиться, что в банкомате нет денег. Если денег нет, то их не получает никто.
Например, в воскресенье вечером здесь, в деревне, где я живу, никто не мог снять деньги ни в одном из банкоматов, а в понедельник все было уже в порядке. Паники при этом не возникло.
Закон, конечно, предусматривает, что если банкомат пустой, его нужно сразу снова наполнить. Но не в каждый момент это возможно. Например, на островах.
Чего тогда хотят греки — сохранить евро и попытаться найти решение или полностью отвернуться от Европы?
Есть разные мнения. Только что говорила с одним очень хорошим другом. Он сказал, что не хотел бы, чтобы Греция вышла из еврозоны, но если он должен будет высказать свое мнение на референдуме, он скажет евро "нет". С точки зрения обычного, простого человека он же не сделал ничего неправильного для того, чтобы Греция попала в такую ситуацию, в которой она находится сегодня. Поэтому и он чувствует, что Европа загоняет их в угол. Так многие люди и предпочитают выйти из еврозоны, чтобы тогда посмотреть, что будет дальше.
Также присутствуют тревога и страх: что же начнет происходить на самом деле, если выйдут из еврозоны. И если есть страх, то есть и паника. Этот мой друг объяснил свое видение так, что выход из еврозоны — это как самоубийство. Но греки — гордый народ, и скорее выберут самоубийство.
В то же время я слышала и то, что люди ни в коем-случае не хотят отказываться от евро. А общий настрой таков, что люди устали и хотят какого угодно решения, которое дало бы ответ и избавило от неизвестности.
В целом не хотят выходить из еврозоны, просто не хотят мириться с этим бесконечным ужасом. Европа каждый раз просит все больше и больше денег, и каждый раз приходится больше отдавать, и так у местных возникает вопрос, как долго все это будет продолжаться.
Эстонцы, которые туда приезжают, наверное, ни о чем не беспокоятся? Главное, чтобы был покой и тишина, хорошая погода…
Да. Эстонцы вообще не паникуют. они действительно приезжают сюда загорать, деньги у них есть и карточкой они могут расплатиться везде, где для этого есть возможность. Здесь нет войны, насилия, здесь не воруют, здесь нет и терроризма. Призывать людей не ездить в Грецию неправильно. Здесь все по-прежнему хорошо для туристов.
Мы всегда советуем эстонцам брать с собой наличные деньги, советовали и раньше, потому что при поездках в маленькие греческие деревни оплата наличными всегда была более распространена. Конечно, не во всех местах, но это можно считать своеобразной традицией.
Эстонцы приезжают сюда отдыхать, пить вино, есть оливковое масло и сыр фета, которые никуда не исчезнут. В том числе и если Греция выйдет из еврозоны или поменяет валюту.
Заметно ли, что застой и неизвестность как-то отражаются на местных ценах? Цены выросли или упали?
Нет. С ценами ничего существенного не произошло. На островах цена на бензин всегда была выше. Может случиться, что в нынешней ситуации, когда его раскупят до последнего предела, продавцы поднимут цены. В летнее время перед прибытием туристов цены на бензин всегда немного повышались. Другие цены не изменились. В ресторанах цены такие же, как и всегда.
Какие иностранные языки в последнее время слышны на Родосе все реже?
Русский язык. Количество российских туристов значительно уменьшилось. Их слышно по-прежнему, но той большой массы, которая была в последние годы, больше нет. Обычно в июне улицы были полны народа. В этом году народу меньше. Можно сказать, что семь лет назад россиян на Родосе еще не было, пару лет назад они начали массово приезжать, но прибавилось и других национальностей. Теперь они опять исчезли.
Меньше стало и немцев и других народов Центральной Европы, которые, наверное, таким образом выражают свое недовольство греками. Прошедшая неделя уже была сложной для многих. Продажи везде ниже, чем обычно. Ведь это влияет на туризм и следующей волной — на питание местных, потому что работы меньше, а вместе с ней — и денег.