Оригинальную публикацию "Russia: Border tensions" Financial Times, вышедшую 10 июня, перевел портал InoСМИ.ru.

”Стрельбу можно услышать в четыре утра, — говорит г-жа Плейнис, которая живет в меленьком городке Бранево в нескольких километрах от границы с Калининградской областью — крайне милитаризованным российским анклавом, расположенным между Польшей и странами Балтии. — Когда знаешь, что там, в поле находятся твои друзья, то начинаешь думать, что это действительно опасно.

Теперь военные учения по обе стороны границы проходят все чаще и чаще, и мы боимся, что может что-то случиться”, — продолжает она.

После вторжения в Крым и его аннексии в начале прошлого года, а затем конфликта на востоке Украины действия вооруженных сил на границе между восточной частью Европы и Россией резко активизировались, и среди населения начал расти страх. Призрак возвращающейся агрессивной России наводит ужас на все страны Балтии и Польши, десятки миллионов жителей которых еще помнят существовавший не одно десятилетие советский режим, и где каждому ребенку в школе рассказывают о том, как в прошлые века Москва нападала на их территории, вторгалась и захватывала их.

В силу исторического опыта среди людей даже в более мирные времена бытует недоверие к огромной и более сильной России, и даже малейшие проявления напряженности воспринимаются как нечто более серьезное.

Теперь уже в качестве членов НАТО Польша, Эстония, Латвия и Литва выступили с просьбой усилить военное присутствие сил Североатлантического блока на восточных рубежах альянса. Необходимость в демонстрации силы путем проведения крупномасштабных военных учений возросла в связи с эскалацией насилия на Украине.

В рамках этих ответных мер в Европе были созданы силы быстрого реагирования, что Россия открыто осудила как шаг к конфронтации, при этом затеяв в ответ свои собственные учения. Пока в этом году в учениях на территории этого региона приняли участие более 20 тысяч военнослужащих, и еще 30 тысяч приведены в боевую готовность в ходе мероприятий, которые Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг (Jens Stoltenberg) назвал ”крупнейшим после окончания холодной войны расширением военных возможностей”.

Пропагандистская война

На российской территории также растут опасения в связи с возможным началом войны. Москва, отрицающая обвинения в агрессии, считает, что ей постоянно кто-то угрожает — это чувство угрозы зародилось еще во времена нашествий западных государств, например, во время войны между Русским царством и Речью Посполитой в XVII веке или позднее — в связи с расширением НАТО к ее границам после распада Советского Союза.

В стране, где общественное мнение формируется в основном влиятельными государственными СМИ, натянутые отношения с Западом, а также то, что российские СМИ изображают реакцию НАТО на украинский кризис как враждебную, вызывает у некоторых озабоченность. По данным Фонда общественного мнения (ФОМ) — независимой социологической службы, проводящей опросы общественного мнения главным образом по заказу российского правительства — более половины россиян сегодня считают войну с НАТО вполне реальной угрозой.

На прошлой неделе альянс начал в этом регионе два крупнейших в этом году военных учения, в которых задействовано в общей сложности 11 тысяч военнослужащих, 49 военных кораблей и 40 самолетов — в том числе бомбардировщики с ядерным оружием на борту — целью которых является ”укрепление доверия между союзниками”.

”Мы стараемся об этом не думать, поскольку, если мы будем слишком обращать внимание на то, что происходит [вокруг нас], то вообще не сможем выйти из дома, — говорит Виолетта Дашковская (Violetta Daszkowski), которая продает цветы на малолюдном рынке Бранево. — Когда я по телевизору вижу, что происходит, то мне кажется, что для людей это просто слова, которые ни к чему не приведут. Надеюсь, что войны все-таки не будет”.

В странах Балтии в этом году почти не было дня, чтобы не проводились какие-либо учения с участием военнослужащих НАТО или танков.

”Дочь меня спрашивает: „А они на нас нападут? И если что-нибудь начнется, мне надо будет ходить в школу?”, — рассказывает научный сотрудник Международного центра оборонных исследований Эстонии Калев Стойческу (Kalev Stoicescu).

В деталях

В России причину роста напряженности воспринимают иначе. ”Мы знаем, что НАТО приближается к нашим границам, и я очень часто об этом думаю, потому что мой двоюродный брат служит в армии”, — говорит 35-летний Борис Федоров, который работает бухгалтером в Пскове — городе на северо-западе России, расположенном всего в 30 километрах от эстонской границы. В Пскове дислоцирована 76-я гвардейская десантно-штурмовая дивизия — элитное подразделение ВДВ России.

”Я не могу говорить за всех жителей Пскова, но те, кто имеет отношение к армии, понимают, что угроза войны существует, — говорит местный депутат Лев Шлосберг. — У людей, связанных с армией, больше информации, и они знают, что угроза войны вполне реальна”.

Конфликт на Украине, растущая отчужденность России от Запада, раздражительная риторика Владимира Путина и изображение российскими государственными СМИ Запада — а особенно США — в качестве врага стали причиной того, что главное чувство, которое сейчас испытывают россияне — это страх войны.

”Страх перед внешними угрозами затмил экономические интересы, которые являются главной движущей силой общественных настроений”, — утверждает московский экономист и социолог Михаил Дмитриев. Как говорят специалисты по опросам общественного мнения, за счет этого Владимиру Путину удается поддерживать свою популярность на самом высоком в истории уровне более 80%, несмотря на экономический спад — по прогнозам ВВП сократится в этом году более чем на 2%.

Политики в Эстонии, Латвии и Литве в неофициальных беседах признаются, что разрываются между нежеланием сеять панику среди населения своих стран и необходимостью держать своих союзников в состоянии боевой готовности в связи с той угрозой, которая исходит от России.

”Это дилемма, — говорит министр одной из стран Балтии. — Мы прекрасно знаем, как может поступать Россия, но на Западе об этом уже никто не помнит. При этом нам не хотелось бы вызывать панику среди нашего населения”.

В Латвии и в Литве были выпущены инструкции для населения, в которых объясняется, как себя вести в случае войны. ”Сохраняйте спокойствие”, — рекомендуется в литовской методичке — совет, который, по мнению некоторых комментаторов, перечеркивается самим фактом появления таких инструкций.

Паника резко усилилась в марте — после появления сообщений, в которых цитировались заявления некоторых высокопоставленных российских военных о том, что Москва разместила в Калининградской области ракетные комплексы ”Искандер”. В результате этого Варшава, Минск, Вильнюс и Таллин, а также некоторые территории на востоке Германии оказались в радиусе действия ракет, которые могут быть оснащены ядерными боеголовками. Россия заявила, что ракетные комплексы дислоцированы на территории анклава временно.

Соседние страны при поддержке США выступили с резким осуждением Москвы, обвинив ее в нагнетании напряженности. По данным опроса, проведенного самой независимой в России исследовательской организацией ”Левада-центр” в апреле, 59% респондентов заявили, что США являются угрозой для России — по сравнению с 47% в 2007 году. ”Я сомневаюсь, что у нас может произойти то же, что и в Крыму и на Украине — потому, что у нас есть НАТО. Думаю, что русским будет страшнее нападать на Польшу”, — говорит Виолетта, которая работает официанткой в баре ”Ольга” в приграничном районе Польши, где собираются поляки и русские (хотя и за разными столиками) всего в нескольких сотнях метров от границы.

Варшава заявила, что намерена построить вдоль границы с Калининградской областью несколько сторожевых вышек для наблюдения за границей.

”Путин хочет напугать поляков. Но, как видите, мы спокойны. Мы не чувствуем давления, — продолжает Виолетта, которая не захотела называть свою фамилию. — Если что-то случится, то будет закрыта граница. Если пойдут танки, тогда придут они”.
Бизнес

Многие в Бранево стараются видеть в России мирного соседа. Для экономики города трансграничная торговля очень важна. На пограничном КПП всегда много людей, и очереди из автомобилей стоят с обеих сторон — в основном, россияне едут в Польшу за покупками в дешевые торговые центры, супермаркеты и универмаги, построенные специально для них. У входа в мелкооптовый магазин висит щит с рекламой на русском языке, предлагающей сухие завтраки без пошлины, а рядом двое мужчин грузят коробки с покупками в багажник внедорожника с российскими номерами.

Но торговля идет не всегда гладко. ”Иногда здесь возникают неприятные ситуации, — говорит Катажина Плейнис. — Есть магазины, в которых принимают и злотые, и рубли — для удобства приезжих из России. Как-то раз один русский сказал остальным покупателям: „Скоро все вы будете платить рублями””.

”В результате возникла неприятная сцена, продолжает она. — Но среди русских есть и плохие, и хорошие люди — так же, как и среди поляков”.

В странах Балтии, где российские войска находились до 1994 года, российское соседство ощущается очень сильно. Около четверти населения Эстонии и Латвии составляют русскоязычные, в Литве они тоже есть, но их немного. Латвийская армия провела на территории вблизи границы с Россией учения по отражению условной атаки ”сепаратистов”, а Литва провела такие же учения вблизи границы с Калининградской областью.

Литва с февраля возобновила практику воинских призывов, а министр обороны Эстонии заявил, что в любых ”зеленых человечков” — вроде тех, которые появились в Крыму — будет немедленно открываться огонь на поражение, если они появятся на территории страны.

В Эстонии была совершена одна из самых серьезных провокаций на территории стран Балтии — в сентябре прошлого года на территории собственной страны был похищен офицер эстонской разведки Эстон Кохвер (Eston Kohver).

Председатель комитета по обороне эстонского парламента Марко Михельсон (Marko Mihkelson) признается, что разочарован комментариями из уст таких людей, как министр обороны Великобритании Майкл Фэллон (Michael Fallon) и бывший руководитель НАТО Андерс Фог Расмуссен (Anders Fogh Rasmussen), которые заявляют, что следующими, кого постигнет судьба Украины, будут страны Балтии.

”Я не думаю, что это способствует решению проблемы, — считает Марко Михельсон. — Если мы хотим деэскалации напряженности, то не следует делать таких громких заявлений о сценариях, которые когда-нибудь могут накликать беду”.

Борис Федоров подчеркивает, что он не хочет войны, и никто в его стране тоже ее не хочет. ”Нам, русским, как никому другому, знакомы ужасы войны, поэтому мир для нас так важен, — говорит он. — Но, конечно же, мы готовы защищать свою родину”. Он обвиняет НАТО в подстрекательстве к войне, ссылаясь на принятое в прошлом году решение о создании объединенных экспедиционных сил. ”Кроме того, они активизировали полеты реактивных истребителей вблизи наших границ. А это является нарушением всех обещаний, данных НАТО России”.

Быстрое реагирование

Страны НАТО договорились о создании сил быстрого реагирования ”Spearhead Force”, в результате чего в ответ на кризис на Украине альянс разместит у своих восточных рубежей контингент численностью около 5 тысяч человек. Эти силы, предназначенные для быстрого развертывания в течение 48 часов, примут участие в намеченных на этот месяц учениях в Польше.

В деревне Палкино, что находится в Псковской области недалеко от латвийской границы, местные жители не слишком разбираются в тонкостях стратегии НАТО, но угроза войны их беспокоит. ”Только бы не было войны”, — говорит пожилая женщина Надежда, произнося популярную в народе фразу, выражающую страх простых россиян перед войной.

Опросы общественного мнения показывают, что люди того же поколения, что и Надежда, гораздо больше опасаются войны, чем представители трудоспособного населения. При том, что в ходе недавнего опроса ФОМ 39% респондентов заявили, что верят в угрозу войны с НАТО (что больше по сравнению с данными за 1970-е годы), из них 54% составляют люди в возрасте более 60 лет. И хотя немногие россияне считают свою страну агрессором, то особое значение, которое в последнее время придается ядерному оружию, стало продолжением именно собственной риторики Москвы. Представители власти — в том числе и Владимир Путин — вызвали острую реакцию своих западных партнеров, напомнив им о российском ядерном арсенале.

Подобные заявления приводят в замешательство представителей военного ведомства в Варшаве. Но в Бранево — в нескольких километрах от места возможного запуска ракеты — люди не столько паникуют, сколько мрачно шутят. ”Здесь спокойно, — утверждает Витольд, продающий на полупустом рынке часы. — Никто сюда не придет, и захватывать нас никто не собирается. Бранево — слишком маленькая цель. В нее и не попадешь — ракеты [„Искандеры”] просто пролетят над нами”.

”Да, — кричит продавец из соседней палатки. — Они просто над нами пролетят”.

Поделиться
Комментарии