Самост и Муули: систему компенсации расходов депутатов Рийгикогу нужно изменить
Вчера в передаче "Muuli ja Samost" ("Муули и Самост") на радио Kuku депутаты Рийгикогу Калле Муули и Анвар Самост вновь обсуждали актуальную тему компенсации расходов парламентариям.
Напомним, член фракции IRL Калле Муули предоставил в бухгалтерию Рийгикогу к компенсации чек, из-за которого возникло много неприятностей. Муули вернул компенсацию в 82 евро, признал свою ошибку и публично извинился.
"Это была моя ошибка, которая произошла из-за того, что я всю жизнь работал в частной фирме, где также есть представительские расходы и рассмотрение таких вещей намного проще", — ответил Муули и добавил, что в частной фирме при предоставлении чека начальник его рассматривает и если считает, что компенсация не обоснована, то не выплачивает ее, и дело решено. "Там никто не начнет подозревать тебя в том, что ты совершил какое-то ужасное мошенничество. Все очень просто. Если же ты в Рийгикогу, то ты должен объяснять все через СМИ миллионам людей и это намного сложнее", — пояснил Муули.
Систему компенсаций следует изменить
Продолжая тему компенсаций, Самост добавил, что, по его мнению, работа депутатов Рийгикогу недостаточно хорошо оплачивается. В таблице зарплат госчиновников по состоянию на 1 апреля 2015 года депутаты Рийгикогу со своей зарплатой были бы только на 330-м месте. "Если у общественности создалось впечатление, что зарплата депутата Рийгикогу на общем фоне очень высокая, то это правда: она в несколько раз выше средней зарплаты по Эстонии. Но если мы посмотрим, например, сколько государство платит лучшим чиновникам, министрам, сколько платят руководителям в частном секторе, то зарплата депутата Рийгикогу не такая уж высокая и возможно, что приходу некоторых людей в парламент этот уровень зарплат может воспрепятствовать", — сказал Самост.
В результате, по мнению Самоста, целый ряд депутатов Рийгикогу рассматривают систему компенсации расходов как часть законной зарплаты в виде доплаты, а не как возмещение связанных с работой доходов. "Если публиковать эти квартальные итоги в СМИ, то мы каждый раз будем видеть, что есть не один и не два, а целый ряд депутатов Рийгикогу, которые смогли использовать свою компенсацию расходов с точностью до цента", — сказал Самост.
Исходя из этого, по мнению Самоста, следовало бы изменить систему компенсаций депутатам Рийгикогу, чтобы у людей не возникало искушений и зарплата депутата сигнализировала бы об ответственности, важности и особенности этой работы в Эстонии лучше, чем сейчас. "На самом деле, эту часть компенсации расходов можно было бы, по сути, отменить, и выплачивать ту же 1000 евро, которая там добавляется в виде компенсации, просто как часть зарплаты".
Также Самост указал, что следовало бы пересмотреть систему, как назначают зарплату депутатам Рийгикогу: могла бы быть состоящая из чиновников комиссия, которая занималась бы назначением зарплаты, а не так, как сейчас, когда депутаты Рийгикогу сами определяют величину своей зарплаты.
Вынуждены ходить по канату
По словам депутата Рийгикогу Калле Муули, эта система действительно могла бы быть простой и ясной и исключать то, чтобы депутат Рийгикогу должен был постоянно бояться, что он сделает что-то неправильно. "Но система так запутана, что ты все время вынужден ходить словно по канату".
По словам Муули, зарплата депутата Рийгикогу могла бы быть такой, которая производила бы хорошее впечатление и не раздражала людей. "Нужно учитывать то, что все эти 330 должностей, которые впереди депутата Рийгикогу по зарплате, это, преимущественно, руководящие должности, где у тебя большое количество подчиненных, за которых ты тоже должен отвечать. Так как у депутата Рийгикогу нет подчиненных, у него могла бы быть совершенно нормальная зарплата специалиста, которая в Эстонии не так велика, как зарплата депутата сейчас. Почему я это говорю? Обычно считается, что люди идут в Рийгикогу из-за зарплаты — возможно, некоторые идут — но работа в Рийгикогу такая, куда ты не можешь пойти из-за зарплаты. Это временная работа"
"Но дело страшно запутано: сейчас положение депутата Рийгикогу таково, что ты каждую секунду на работе. У тебя нет возможности взять оплачиваемый или неоплачиваемый отпуск. Если ты едешь на другой конец Эстонии на похороны родственника, у тебя можно спросить — ты же сейчас на работе, почему ты здесь, на похоронах. Режим работы Рийгикогу таков, что у тебя нет ни одного свободного от работы дня".