На чем лучше не летать, и насколько безопасны лайнеры, летающие в Эстонию и из Эстонии
Авиакатастрофа 24 марта, в которой разбился Airbus A320, принадлежащий немецкому лоукостеру Germanwings, вызвала волну слухов. Теории крушения строились одна другой невероятнее — от замерзших приемников воздушного давления до разборок экипажа. ”МК-Эстония” решила посмотреть на тот авиапарк, который встречается в Таллиннском аэропорту: на чем летают у нас, и чего пассажирам самолетов действительно стоит бояться?
Далеко не каждый пассажир летает без страхов и сомнений. Некоторые страдают аэрофобией, и несколько часов полета для них являются сильнейшим стрессом.
”Современные самолеты очень безопасны, — на условиях анонимности рассказывает один из эстонских авиамехаников. — Практически все европейские авиаперевозчики надежны и хорошо себя зарекомендовали. А если выбраться за пределы Европы, лидерство нужно отдать японцам и сингапурцам — большинство авиакомпаний этих стран используют исключительно новые лайнеры и спустя три года продают их и закупают новые”.
Что касается Airbus A320, принадлежащего Germanwings, то в целом этот самолет, по его словам, очень надежен.
Страшно летать
Не секрет, что в авиации, как и везде, существуют рейтинги надежности. И самолетов, и авиакомпаний. Так, европейцы, особенно немцы, традиционно считаются лидерами безопасности. В рейтинге ведущих авиакомпаний мира немецкая Lufthansa занимает 12-е место из 60. С 1982 по 2011 годы у них разбился лишь один самолет и погибло два человека. В ”активе” компании 18 лет без трагических происшествий.
Тем не менее, разбившийся самолет также принадлежал немцам. Правда, компании-лоукостеру Germanwings. Как правило, именно такие компании закупают старые и изрядно послужившие самолеты, за счет чего появляется еще одна возможность снижать цены на перелеты. Хотя Germanwings — это дочерняя компания той же надежной и стабильной Lufthansa.
”На самом деле эти коэффициенты надежности составляются отнюдь не только исходя из возраста самолета и статуса авиакомпании, — продолжает авиамеханик. — Сюда включаются задержки рейсов по техническим причинам, количество отказов на полет, количество выявленных дефектов во время техобслуживания и многое другое. Например, если сравнивать лоукостеры, то Ryanair использует новые самолеты, это политика компании”.
Скрипит потертое седло
Кстати, другие лоукостеры, приземляющиеся в Таллиннском аэропорту, таким похвастать не могут — возраст их самолетов от 13 до 20 лет. Например, самому старшему самолету airBaltic 22 года, это Boeing 737-522 (бортовой номер YL-BBM), но руководство компании подумывает постепенно избавиться от всех своих Boeing линейки 737 и 757, заменив их Bombardier CS300ER.
Что касается возраста самолета, то его пугаться не стоит. Да, старичок внутри достаточно скромен (в некоторых салонах сохранились даже пепельницы в подлокотниках кресел), но главное — не интерьер, а вовремя пройденные техосмотры и отсутствие претензий со стороны механиков и экипажа. Не стоит забывать и о том, что чем старше самолет, чем больше у него налет, тем придирчивее его осматривают.
”Существует два вида техобслуживания, — говорит мастер. — Во-первых, так называемое линейное — ежедневный осмотр перед рейсом и обязательно после. Это достаточно простой осмотр, по времени занимает от часа до четырех, зависит от налета самолета. Второй тип техобслуживания — ”тяжелый” (base maintenance) — когда самолет после определенного количества часов налета ставят в ангар на 3-4 недели и проводят полную проверку. Снимают двигатели, прочее оборудование, полностью проверяют систему”.
При таком уходе (например, проверки определенного уровня требуют полной замены некоторых деталей новыми) самолет даже в 25 лет спокойно поднимается в небо и выполняет свою работу. Однако, как правило, самолеты в возрасте 30-35 лет уже списывают. Или их по дешевке закупают страны третьего мира. В Африке можно встретить и 35-летних прадедушек авиации. А в Америке до сих пор летает 40-летний Boeing 727-233.
Маленькие, но крутые
Если вернуться в Эстонию, то у нас с авиацией дела обстоят совсем неплохо. По словам пресс-секретаря авиакомпании Estonian Air Илоны Эскелинен, на данный момент авиакомпания располагает семью самолетами. Они достаточно ”молоды” — например, Bombardier CRJ900 NextGen всего 4 года, Embraer 170 постарше — ему 10 лет. Для самолетов это не возраст.
”Все наши лайнеры проходят необходимый контроль — правила предписаны Департаментом авиации, который, в свою очередь, базируется на рекомендациях производителей самолетов, — отмечает она. — Перед каждым рейсом проверка обязательна, также контроль осуществляют с интервалом 1-3-7 дней, каждые 24, 50 и 100 летных часов, каждые 72, 96, 120 месяцев и обязательно каждые 6000 летных часов. И, разумеется, все работы осуществляют аттестованные Европейским департаментом воздушной безопасности специалисты”.
Важно отметить и то, что в Эстонию на обслуживание летают не только наши самолеты — даже по европейским меркам наша техническая база внушает уважение. Два ангара с современным оборудованием, лицензии на ремонт всех типов Boeing и Airbus.
Все равно ничего не поймете
Как уже отмечалось, современные самолеты действительно являются безопасным видом транспорта. Все системы на них дублируются, и даже если отказал один из двигателей, лайнер прекрасно долетит до места назначения или запасного аэродрома и на оставшихся, даже если он один.
”Да, это внештатная ситуация, но пилоты проходят тренинги и знают, что делать, — поясняет механик. — А лететь, прислушиваясь к звуку турбин, нет смысла. Вы же не знаете, что за маневры совершает экипаж. Набор высоты — двигатели на максимуме, рев стоит. Заняли эшелон, прибрали газ, стало тише. Заходят на поворот — уже другой звук… Вот если на взлете двигатель откажет, тогда да, варианты могут быть разные. Но, поверьте, это редкость”.