Живущая в Эмари Валентина Николаевна заключила договор с фирмой Placet Group OÜ, более известной в народе как Sms-raha. Согласно нему, она должна была переводить в течение года по 560 крон, или 35,79 евро в месяц. Всего за год она должна была выплатить 6720 крон, или 429,49 евро.

Аврушевич утверждает, что платила исправно, потому как у нее было прямое платежное поручение.

”Надо сказать, что я одновременно брала 5000 крон в Big Bank и 4000 крон в Sms-raha. Наступил декабрь, из Big Bank мне пришло письмо: ”Спасибо, что вы все выплатили. Можете брать теперь новый кредит”. А отсюда — ничего, пришел почему-то только новый график еще на полгода”, — говорит пожилая женщина.

Облапошили бедную пенсионерку

Платила пожилая женщина аж до июня 2012 года. По ее подсчетам, вернула все деньги полностью с процентами и даже больше.

”А потом пришло письмо, что я все еще должна почти 300 евро, — говорит Валентина Николаевна. — Это больше, чем я брала изначально, хотя я все это время платила. Я поехала к ним в контору, со мной были две дочки и маленькая внучка. Взяла выписки со счета, доказывающие, что им переводила деньги. Однако они даже разговаривать не стали. Мужчина, который занимался моим делом, сказал, что если я не подпишу бумагу, которую он мне дает, к моим дочерям и внучке приедут мужики на джипах и что-то плохое с ними сделают. И дочки испугались и говорили: мама, подпиши. Ну я и подписала”.

А спустя какое-то время ей пришло письмо уже от судебного исполнителя, что она должна более 400 евро.

Но если за дело принялся судебный исполнитель, значит, был и суд?

”Может, и был, — соглашается Валентина Николаевна. — Письма какие-то приходили, но я по-эстонски не очень хорошо понимаю”.

Как следует из решения суда, фирма ITM Inkasso, которой передала долговое требование фирма Placet Group OÜ, 3 декабря 2012 года подала на Аврушевич в суд, где требовала уплатить ей 410 евро. Из них 254 евро — основное требование, остальное — расходы на востребование, пеня и госпошлина.

Фирма подала иск в рамках ускоренного делопроизводства. По закону, если ответчик не подает протест в срок, то суд выносит решение заочно. Валентина Николаевна возражений в срок не предоставила, и решение суда было вынесено не в ее пользу.

”Судебный исполнитель накрутил сверху еще кучу денег. В итоге, как только я устроилась на работу, с меня стали высчитывать деньги. Я пыталась поговорить с судебным исполнителем, но ее никогда нет на месте — то она в командировке, то вышла. В итоге последний раз она сняла почти всю зарплату, хотя я воспитываю еще маленькую внучку, — рассказывает пожилая женщина. — К счастью, помогла бухгалтер с работы, которая несколько раз звонила судебному исполнителю и обратила его внимание на то, что снимать эти деньги с моего счета он не имел права”.

Дочь Валентины Николаевны Наталья считает, что ушлые бизнесмены просто нашли пенсионерку, которую можно обвести вокруг пальца и с каждым разом высчитывать с нее разную сумму денег. Зная, что она никуда не обратится с этой проблемой.

”И в итоге мама выплатила все, что была должна, и еще кучу денег сверху. На ней неплохо заработали и инкассо, и судебный исполнитель, и Sms-rahа”, — подчеркивает Наталья.

Пенсионерка тоже считает, что ее обманули: ”Ну как так можно: платила-платила каждый месяц, и все равно осталась должна?”

Роковое слово

Банковская выписка, которую предоставляет пенсионерка, показывает переводы только со 2 июня 2011 года. В июне Аврушевич заплатила сумму в 85,98 евро, что больше ежемесячного платежа по графику в два раза. Насколько регулярно Валентина Николаевна платила в первые полгода — все же не совсем ясно.

Следующие платежи — с июля по декабрь — были по графику и даже раньше срока. Однако в некоторые месяцы рядом с суммой стояло слово ”pikendamine”, что означает ”продление”.

Похоже, именно это слово и стало залогом дальнейших проблем пенсионерки. Потому как на изначальном договоре сначала написаны реквизиты, которые нужно указывать при возврате кредита, а затем идет информация о том, как продлить договор, и указан номер ссылки для продления. По странной случайности нижняя строчка, где есть слово ”pikendamine”, больше бросается в глаза.

Услуга продления срока возврата кредита — платная: 25,78 евро стоит отложить срок возврата на 5 дней, 44,76 евро — на 15 дней, 57,54 евро — на 30 дней. Сумма, которую переводила пенсионерка, составляла 35,79 евро, таким образом, вряд ли предприятие могло принять это за плату за продление договора. Однако практически после каждого слова ”pikendamine” фирма высылала Валентине Николаевне новый график возврата кредита с новыми сроками. Сумма задолженности постепенно росла.

Валентина Николаевна недоумевала, но продолжала платить согласно последнему графику. То ли она сама поняла, то ли банковский работник вбил в итоге в пояснение прямого платежного поручения правильную ссылку, но слово ”pikendamine” из пояснений исчезло. Она переводила деньги фирме еще в течение полугода после окончания первоначального договора. И когда в июне перевела последние 35,79 евро, вздохнула спокойно. Но рано!

Даже по имеющимся выпискам следует, что Аврушевич с июня 2011 года по июнь 2012 года выплатила фирме 515,27 евро, или сумму, в два раза превышающую взятые в долг 4000 крон. Это если не считать первые полгода, в течение которых, как говорит Валентина Николаевна, она тоже исправно платила. Тем не менее, фирма Placet Group OÜ сочла, что у пенсионерки перед ними остался долг, и передала дело в инкассо.

Двое из ларца, одинаковы с лица

Любопытно, что членами правления и Placet Group OÜ, и ITM Inkasso, которая впоследствии перекупила долговое требование, являются одни и те же люди — Александр Костин и Сергей Астафьев.

Располагаются офисы в одном и том же здании. Да и ответы, полученные из обеих фирм, написаны как под копирку. Даже грамматические ошибки там одинаковые.

В обоих ответах сказано, что так как журналист является третьим лицом, то выдать ему информацию, то есть пояснить, почему пенсионерка оказалась все равно должна, без нотариальной доверенности нельзя.

В фирме Placet Group, правда, намекнули, что причина заключается в лишнем слове в прямом платежном поручении. И если клиент писал слово ”pikendamine”, он платил за продление кредита (отсрочка месячного платежа), которое является отдельной услугой, и в таком случае сумма не идет в погашение кредита.

”Мы не можем предугадать, что клиент спустя некоторое время обнаружит ошибку и поймет, что продлевать кредит он не хотел. Но при обнаружении неверно сделанных платежей есть возможность написать заявление. Тогда платеж, например, с продления будет считаться как сумма, уплаченная непосредственно по самому кредиту”, — поясняет руководитель отделов Placet Group OÜ Тийна Виллемсон.

Она также отмечает, что не все было гладко у Валентины Николаевны и в плане платежей в срок.

”Но Placet Group OÜ всегда старается найти компромисс с клиентом перед передачей его задолжности в инкассо-фирму. Если клиент не желает найти решение или просто не выходит на контакт, то, к сожалению, мы помочь ему уже не можем. Рlacet Group OÜ передает данные клиента в инкассо-фирму только на основании задолженности”, — подчеркивает Виллемсон.

Юрист фирмы ITM Inkasso Мерике Лятт отмечает, что если задолженность клиента передана в суд, это значит, что клиент не заключил график платежей по возврату долга или не исполнял его.

Что касается утверждений пенсионерки о том, что ей угрожали, то Лятт ответила: ”Работник инкассо никогда не остается с клиентом один на один. Мы не ходим к должникам домой взимать долг. Мы не угрожаем и не принуждаем клиентов ни к чему”.

Таким образом, получается, что неправильно указанное пояснение при переводе, а точнее, одно лишнее слово, привело к тому, что пенсионерка заплатила за взятый кредит в несколько раз больше исходной суммы.

Валентина Николаевна убеждена: недаром эти два пояснения расположены на листе так близко — это специально, чтобы люди путались, и фирма с них могла снимать все больше и больше денег.

Поделиться
Комментарии