К неожиданным перестрелками здесь все уже привыкли. Огонь открывают, как правило, вечером, когда уже стемнело. Выстрелы звучат и ночью. После 17.00 большинство местных жителей старается не выходить из своих домов. Кажется, что так безопаснее. Раньше в городе проживало 15 000 человек, сейчас их вдвое меньше.

Многие на всякий случай даже не включают свет. Бывало, стреляли снайперы. Прошлая пятница была особенно ”жаркой” — за день на территорию города упало примерно семь снарядов.

Как рассказал порталу DELFI руководитель городского спортивного комплекса Александр Колесников, особой целью для сепаратистов является местная теплотрасса Луганской ТЭС. В целом за время войны город четырежды подвергался крупному обстрелу. Около двух недель назад снаряды попали в трубы теплоснабжения, и Счастье на два дня осталось без тепла. Газа не было почти сутки, а электроснабжение удалось восстановить за день.

Счастье и стражи ТЭС

ТЭС расположена примерно в двух километрах от территории, контролируемой так называемыми сепаратистами. Ее охраняют бойцы батальона ”Айдар” и украинские десантники. Добровольческий батальон получил свое название в честь небольшой речки Айдар, которая неподалеку от Счастья впадает в Северский Донец.

Весной и летом многие ”айдаровцы” участвовали в ряде серьезных боев. Многие из них погибли. Бывший житель Луганска Вадим в августе стоял на позициях недалеко от этого города. В течение девяти дней продолжались крупные бои, когда российская армия шла в атаку. Когда был получен приказ к отступлению, на горизонте уже появилась псковская дивизия ВДВ.

”Мои личные вещи находились в ”УАЗике”, на котором должен был ехать в том числе я сам. Но знакомый танкист сказал, чтобы я садился в его танк. Я так и сделал. Выехал, а ”УАЗик” расстреляли. Война — это счастливый случай”, — рассказывает Вадим, увлекающийся бодибилдингом.

В забетонированном погребе за массивными железными дверями в лагере выделено место бойцам ”Айдара”. На спальных мешках лежат трое солдат примерно 30 лет. Один из них, Михаил, является студентом из Киева, который, как и многие, провел прошлую зиму на Майдане.

”Когда мы сюда прибыли, в войне ничего не смыслили. Сколько нас готовили? Смех — четыре дня. Но теперь мы кое-чему научились”, — говорит Михаил. По его словам, особенно умело воюют их соседи — украинские десантники.

Станица Луганская

В этот поселок, расположенный всего в полутора километрах от позиций сепаратистов, корреспондента DELFI сопровождает 58-летний старший лейтенант ”Айдара” Иван Макар, бывший депутат Верховной Рады первого созыва (1990-1994). Его отец во время Второй мировой войны сражался в Украинской Повстанческой армии, а дед в 1918 году входил в состав армии Западно-Украинской Народной Республики.

Перед поселком на перекрестке расположен большой блокпост. Картина как в фильмах о войне — воронки, сгоревший БТР, танк с сорванной башней, верхушки деревьев, будто косой срезанные. Здесь находится подразделение украинской армии. Командир категорически запрещает снимать пост. После проверки наших с Макаром документов он становится более общительным.

С 9 декабря обстрелы их ”не беспокоили”, но прежде они были регулярными. Стреляли по ночам — ”Градами” и другими орудиями. Что самое опасное? Если не успел спрятаться, опасно все. ”Град” за счет осколков охватывает большую территорию, а выстрел из гаубицы может оказаться смертельным, если попадание точное.

Многие здания в поселке разрушены. Это случилось еще летом, когда на Станицу Луганскую напала российская авиация. На одной из улочек разместилось подразделение украинской армии. Командир, офицер запаса из Днепропетровска, в свое время служил в танкистах. Перед отправкой сюда бойцы два месяца проходили обучение. За это время привели в порядок также старую технику, которой зачастую больше 30 лет. Все смазано, пушки удалось заменить, теперь работает хорошо.

Спрашиваю — отвечают ли украинцы на обстрелы. Конечно, а как иначе, говорит командир. Когда украинские силы выдвигаются в поле со своей техникой, сепаратисты не стреляют. В последний раз выстрели звучали три дня назад. Впрочем, по поселку огонь не ведется. Главная цель — позиции украинских бойцов. И все же недавно утром, когда на контрольном пункте было много частных машин и микроавтобусов, прозвучал выстрел. Лишь по счастливой случайности обошлось без жертв.

Мой сопровождающий разговаривает со своим тезкой, местным жителем Иваном. Оказывается, к единому мнению об этой войне им не прийти. Один утверждает, что на стороне бандитов, так называемых сепаратистов, воюет российская армия, другой это отрицает.

”Ты зачем сюда пришел?”, — спрашивает житель поселка. ”Чтобы тебя освободить, потому что здесь Украина. Здесь должна быть армия Украины”, — отвечает офицер ”Айдара”. Оказывается, местный Иван до сих пор смотрит только российские телеканалы.

Поделиться
Комментарии