Насколько опасны для себя и окружающих люди с синдромом накопительства и что делать, если у вас такой сосед?
”Моя мама — пищевой ”плюшкин”, — написала в редакцию ”МК-Эстонии” Анастасия (48) из Кохтла-Ярве. — Я понимаю, что она пережила трудное время в 90-х, когда работы особой не было, а питаться надо было. Но сейчас, когда все слава богу, она скупает по скидкам в разных магазинах продукты с истекающим сроком годности. Ими забит холодильник и морозилка, они лежат на кухонном столе и в шкафу. Но проблема в том, что она покупает слишком много, она не может сама это съесть, и выбросить испорченное она тоже не может. В итоге в квартире жуткая вонь от тухлого мяса и колбасы, вздувшиеся пакеты с молоком, везде мошки — это просто не передать!”
Женщина отмечает, что она регулярно ходит к пожилой маме убираться, но та просто не дает ей ничего выбросить, говоря: ”Ой, я это поджарю и съем!”, а из просроченных яиц и вздувшегося пакета с молоком: ”Я блинчики испеку!”
”Сколько я ей ни объясняла, что есть такое уже вредно, что можно отравиться — без толку! — говорит Анастасия. — Мы с братом ей какое-то время даже продукты приносили, думали, она перестанет тогда ходить по магазинам и покупать просрочку. Ничего подобного! Ей, как мне кажется, очень нравится чувствовать себя экономной хозяйкой, которая купила что-то подешевле — а то, что это портится, дело уже десятое”.
Соседи, по словам Анастасии, пока не очень возмущаются — в доме живет много асоциалов, но характерный запах из квартиры чувствуется еще на улице.
”Товарищества в доме тоже пока еще нет, а то бы за маму уже принялись”, — говорит женщина. Она очень боится, что маму упекут в психушку или лишат квартиры, но и съехаться с ней нет возможности.
Милые сердцу вещицы
”Плюшкины” бывают как просто милыми чудаками, так и опасными для себя и окружающих людей. Одно дело, если они просто хранят всякие памятные вещи, другое — если они собирают по помойкам всякий хлам, вплоть до побитых кирпичей, потому что когда-нибудь они построят дом, и тогда-то кирпичи им пригодятся! Если кто-то начинает посягать на их вещи, они могут стать вполне агрессивными.
”Моя мама, как и многие люди ее поколения, очень привязчива к вещам, тяжело с ними расстается и склонна к разным формам ”плюшкинства”. Долгое время мы отвозили все на дачу, пока там уже просто все не захламили, — рассказывает жительница столицы, Татьяна. — Тогда я решила начать что-то выбрасывать, но отобранные мной для помойки вещи мама забирала обратно, где-то прятала, а я в процессе очередной разборки натыкалась на ”сюрприз”.
В итоге, отмечает женщина, она стала выбрасывать вещи втихаря, а ее мама в 90% случаев даже не замечала пропажи, но если пропажа обнаруживалась — начинались слезы, истерика, обвинения.
”Но если я ничего не делаю, пространство зарастает вещами. Если мы что-то разбираем вместе, мама может уткнуться в какую-то вещь и часами с ней возиться, забыв о деле, поэтому я заранее оговариваю судьбу каждой вещи и делаю все сама. Часто мама уверяет, что вещью она будет пользоваться, через год картина та же. Для мамы старые вещи полны воспоминаний”, — подытоживает она.
И так у многих. Как убедить отца, что эти запчасти от ”Москвича” на балконе ему уже никогда не пригодятся — потому что автомобиля такого у него давно уже нет? Как уговорить тещу выбросить подшивки журнала ”Крестьянка” за 1989 год? Как убедить бабушку-учительницу, что эти стопки рабочих тетрадей начальной школы уже никому не пригодятся, потому что эти ученики сами скоро станут бабушками и дедушками?
Но ”плюшкины” не выбрасывают ничего! Ни старые платья, в которые не влезают и вряд ли когда-нибудь станут носить, ни сломанные приборы — авось когда-нибудь починим! Ни даже рекламные буклеты разных супермаркетов. Так и живут среди гор каких-то запчастей от техники, которую уже давно не выпускают, стопок бумаг и пожелтевших газет, коробок с какими-то сокровищами. И они среди этих несметных богатств счастливы! Что нельзя сказать об окружающих.
Клуб Самоделкиных
”Наша квартира — это фактически склад из старья, всяких стройматериалов, винтиков-шпунтиков, банок и т.д. Мне очень сложно наводить порядок, иногда просто руки опускаются из-за того, сколько здесь старого. А муж не дает ничего выкидывать, до истерик. А мне уже не хочется ни этих шкафов видеть, ни коробок бесконечных”, — пишет мать двоих детей из небольшого городка Мария.
И женщина не знает, как быть. Вроде муж все ”тащит в дом, в семью”. Покупая с рук за копейки неработающую технику, плиты, пылесосы и т.д. и т.п., начинает потом все героически ремонтировать, на это уходит громадное количество сил, времени, энергии и денег на запчасти.
”В результате — хлам везде, куча неработающих вещей, недоделок, зависший на неопределенный срок ремонт и обида постоянная на меня, что я его не ”вдохновляю на подвиг”. А я действительно считаю, что проще купить новую работающую вещь, и не тратить время на ненужный ремонт того, что уже давно вышло из строя”, — описывает ситуацию Мария.
Но это еще, как говорится, цветочки. Другое дело, когда одинокий человек тащит в дом всякий хлам с помоек, который начинает вонять. В особенно запущенных случаях вещи просто выживают из дома человека — и нормально передвигаться по квартире, готовить, убирать, не говоря о том, чтобы принимать гостей, он уже не может.
Из-за хлама и вони можно лишиться квартиры
Как же правильно себя вести соседям, если у вас в доме завелся ”плюшкин”?
”Для начала нужно обратиться к этому человеку. Если никакой реакции, он не хочет решать проблему, тогда следует обратиться в Департамент здоровья. Если они не реагируют, тогда в местные органы, в соцотдел. Может быть, человек болен, и его надо направить в дом престарелых. Если же и тут никаких результатов, тогда остается только один вариант — отчуждение имущества через суд”, — говорит представитель Эстонского союза квартирных товариществ Раймо Йыгева.
Он подчеркивает, что обращаться в суд должно не квартирное товариществ, а именно собственники. И суд будет рассматривать дело только в том случае, если люди до этого уже куда-то обращались и пытались решить проблему во внесудебном порядке.
”В моей практике был такой случай, — рассказывает Раймо Йыгева. — Человека обязали решением суда продать квартиру. Но он махнул на это дело рукой, и дело передали судебному исполнителю. Тот продал недвижимость с аукциона. И где сейчас тот ”плюшкин” — никого не интересует!”
Законные рычаги воздействия
”В моей практике таких случаев не было, — говорит юрист Данил Липатов из бюро Progressor. — У коллег, кстати, тоже. Но для начала нужно попробовать воздействовать через полицию: написать заявление, что нарушается общественный порядок, потому что запах и вонь — это тоже нарушение общественного порядка”.
Если это не поможет, отмечает юрист, то можно попробовать воздействовать на человека через квартирное товарищество — пусть пишут письма с просьбой решить проблему, требования прекратить беспорядок, и уведомления, что иначе обратятся в суд.
”Если же и это не помогает, то остается только принудительно отчуждать недвижимость — это позволяет Закон о квартирной собственности, если лицо негативно влияет на возможности сособственников пользоваться общим имуществом”, — подчеркивает юрист.
”Полиция в таких случаях может помочь только при проникновении на частную собственность, если есть основания полагать, что находящийся там человек нуждается в срочной помощи, — комментирует пресс-секретарь Пыхьяской префектуры Департамента полиции и погранохраны Андрес Санг. — Обычно же решают подобные проблемы при помощи правления товарищества, местного самоуправления и соцотдела, только помощи полиции, как правило, недостаточно”.
Санг добавляет, что только в их префектуре несколько раз в неделю поступают сообщения от жителей, которые беспокоятся из-за плохого запаха от соседей. После чего патруль отправляется на место, выясняет обстоятельства и при необходимости может зайти в квартиру.
Психолог: ”плюшкина” нужно показать врачу
”Времена нынче тяжкие — вот люди и не торопятся избавляться от тех вещей, которые, казалось бы, устарели… Неизвестно, чем обернется день грядущий. Сегодня чего только нет! И кастрюльки-самобранки, и пылесосы-роботы… а в домах по-прежнему стоят кастрюли с пластмассовыми ручками из времен минувших. Не у многих деньги есть на облегчение жизни”, — комментирует психолог Елена Пиндус.
Если же говорить о патологических ”плюшкиных”, отмечает специалист, то это — бич. Если человек живет в многоквартирном доме, то он превращается в серьезную проблему для тех, кто живет рядом.
”Как правило, это люди одинокие. Если этот синдром и лечится, то для начала такого ”пациента” надо как-то соединить с врачом-специалистом, что в принципе очень сомнительно в наше время. Со старыми вещами, собранными на свалках, в дом легко попадает зараза, паразиты, насекомые… С этой точки зрения, такое собирательство и складирование опасно, конечно. Это очевидно”, — говорит Елена Пиндус.
Психолог отмечает, что такое поведение — собирание мусора и складирование его дома — может быть проявлением имеющегося у человека заболевания. Поэтому близким такого ”плюшкина” есть смысл проконсультироваться с врачом-психиатром.
Статья целиком — в еженедельнике ”МК-Эстония”.