На фоне этой информации совершенно в ином свете увиделось содержание двух ранее опубликованных сообщений, которые, каюсь, сначала повергли меня в некоторое замешательство. И даже не сами по себе сообщения, а некоторая схожесть их, так сказать, исходных данных.

Два по полтора

Как явствует из отчета МВД, блиц-визит президента США Барака Обамы обошелся Эстонии почти в 1,5 миллиона евро. Впечатляет, конечно, но по некотором размышлении успокаиваешься мыслью, что это все-таки был приезд главы великой державы в дружественную, хоть и маленькую, страну; своего рода демонстрация приязни большого брата к меньшему. Так что стоило поиздержаться. Да и вообще: когда мы ждем гостей, мы ведь вполне себе представляем, что их следует принять ”как следует”, а это связано с некоторыми тратами. В конце концов, если вдуматься, по одному евро с каждого жителя Эстонии — не так уж и много. Лично мне своего евро для этого не жалко…

Второй раз с той же суммой я столкнулся через пару дней после публикации ”финансового отчета” о стоимости визита Обамы. Столкнулся, чисто случайно попав в раздел объявлений о продаже недвижимости. На этот раз в те же полтора миллиона евро оценивалась квартира в некоем элитном районе. Не дом, не участок земли, а именно квартира. И хотя в этом случае от меня вообще никто не требовал даже одного евроцента, мне стало как-то не по себе.

Вообще-то чувство классовой ненависти мне не свойственно. При виде чужого достатка у меня не возникает желания немедленно его отнять и поделить. Но все-таки всему должен быть положен разумный предел.

”Волга”, которая никуда не впадает

Когда-то, еще в глухие ”застойные” времена, я попал в большой ювелирный магазин на Старом Арбате в Москве, располагавшийся аккурат по диагонали от театра имени Вахтангова. И там меня поразил лежащий в витрине перстень с крупным бриллиантом, ценой в десять тысяч рублей. Ровно столько тогда стоил новый автомобиль ”Волга”. Но в машину можно было-таки посадить пять человек и куда-то их повезти. А этот перстень… Он произвел на меня неизгладимое впечатление своей очевидной, даже какой-то вызывающей практической бесполезностью и оттого некоей притягательностью.

Спустя несколько лет я снова оказался в Москве и, имея досуг, решил еще раз полюбоваться на ”свой” артефакт. То есть у меня не было ни малейшего сомнения, что он спокойно возлежит в той же самой витрине, на манер экспонатов знаменитой Грановитой палаты в Кремле, только гораздо доступнее для всеобщего обозрения. Каково же было мое изумление, когда я его там не обнаружил! Но зато примерно на том же месте лежала небольшая брошка в виде веточки с цветочками из бриллиантов и листочками-изумрудами, стоимостью уже в сорок (!) тысяч рублей. Такими — по виду, разумеется, а не по цене — брошками-булавками тогда было принято украшать детские вязаные шапочки-гребешки. Ей-богу, увидев подобное изделие в луже среди талого грязноватого снега, я бы прошел мимо и не нагнулся, чтобы подобрать его. Ан поди ж ты — под витринным стеклом на бархатной подушечке нахально сверкали гранями целых четыре ”Волги”, которые никуда не ехали и никого не везли.

На золотом ”толчке” сидели…

Примерно такие же эмоции вызвало у меня объявление о полуторамиллионной квартире. Еще раз подчеркну: ни личные самолеты разного рода олигархов, ни даже яхта баснословной стоимости, принадлежащая Роману Абрамовичу, не вызывают у меня экспроприаторского зуда. Да и сама эта квартира, собственно, тоже. Просто в этом последнем случае (как и с перстнем и брошкой) нарушается принцип целесообразности, здравого смысла. Самолеты и яхты, в конце концов, хоть и не являются предметами первой (жизненной) необходимости, но имеют при этом вполне прагматичное назначение. Как, впрочем, и квартира, конечно. Просто непонятно, что же такого в ней может быть ”наворочено”, чтобы стоимость превысила цену дома, причем вполне респектабельного, построенного в престижном месте?

Знаменитая усадьба Майкла Джексона оценена в 24,5 миллиона долларов. Но это огромный комплекс с территорией в несколько квадратных километров, застроенной зданиями затейливой архитектуры, богато украшенными лепниной и росписью, которые сами по себе являются произведениями искусства. Кроме того, здесь же расположены многочисленные аттракционы, фонтаны, пруды с беседками и прочие увеселительные сооружения для посетителей. И все это великолепие, получается, всего в тринадцать раз дороже таллиннской квартиры. Чем же она столь ценна? Тут, боюсь, даже золотыми унитазами, о которых с такой теплотой рассуждал вождь мирового пролетариата Владимир Ульянов-Ленин, не обойтись.

Может быть, конечно, квартиру эту продает некий меценат, который украсил ее произведениями высокого искусства и намерен вырученные средства употребить на благотворительные цели — для помощи тем же бедствующим художникам, например, или малообеспеченным многодетным семьям. Хотя почему-то на этот счет меня терзают смутные сомнения.

Все встало на свои места

Впрочем, после сообщения о бурном росте наших зарплат все, наконец-то, объяснилось. Ну, конечно же, в стране, где средний заработок превышает тысячу евро (если точнее, то 1023 евро ”брутто”), наличие на рынке недвижимости квартир по цене однодневного визита президента США вполне естественно. Особенно если вспомнить обещание нашего предыдущего премьер-министра о скором вхождении Эстонии в пятерку самых благополучных стран Европы.

Правда, самому экс-премьеру, с его нынешней еврокомиссарской зарплатой, чтобы купить такую квартиру, придется копить на нее лет пять, питаясь при этом лишь святым духом. Но ведь эту зарплату он же не в Эстонии получает! А то бы…

Впрочем, не будем считать чужие деньги. Со своими бы как-нибудь разобраться.

Поделиться
Комментарии