Новым канцлером права мог бы стать представитель национального меньшинства
Социал-демократы припоминают Ансипу советское прошлое. Денис Бородич и Вадим Белобровцев высказались по теме двойного гражданства. Йоко Алендер, которая меньше месяца назад призывала прекратить относится к русским как к гражданским оккупантам, что в принципе было приятно слышать, уже успела вступить в Партию реформ, и в отношении того же двойного гражданства заявила, что поддерживает эту идею лишь по отношению к странам Евросоюза и НАТО. В общем, складывается впечатление, что идет поиск какой-то малозначительной темы, чем можно было бы безопасно ”развлечь” русского избирателя Эстонии, а после выборов благополучно об избирателе забыть.
На этом фоне сравнительно незаметно прошла новость, что в следующем году, помимо парламента, у нас поменяется канцлер права (или канцлер юстиции, если следовать самоназванию на русском языке данного института и должности. Да, в нашей стране остались еще институты, которые по сложившейся традиции определяют свое самоназвание на русском языке, что по идее надо бы только приветствовать).
Назревает интрига. Как писал на прошлой неделе еженедельник Eesti Ekspress, на должность канцлера права претендует советник президента Юлле Мадисе, которая, собственно, и является фаворитом президента на этот пост. Однако действующий канцлер права Индрек Тедер готов продолжить работать и в следующие 7 лет — срок, на который канцлера права избирает Рийгикогу. Тедер начал готовится заранее. Он уже встречался со спикером Рийгикогу Эйки Нестором и просил сообщить о своем желании фракциям парламента и президенту, что оказалось для Кадриорга "неприятным сюрпризом".
Что нам от этого?
Канцлер права является важной должностью в нашем государстве. По крайней мере, при правильном отношении к исполняемым обязанностям на данном посту многое можно сделать. Но, к сожалению, по отношению к русской общине Эстонии Индрек Тедер уже успел отличиться далеко не в лучшую сторону, проведя успешную атаку на Закон о частных школах. Суть этой истории была подробно описана на Delfi. Продолжение можно найти в обращении объединения ”Русская Школа Эстонии” к канцлеру права от 10 мая 2013 года.
Согласно задачам, вытекающим из Закона о канцлере права, канцлер права осуществляет надзор за тем, чтобы учреждения и чиновники, выполняющие публичные задачи, не нарушали записанные в Конституции права и свободы человека, законы и другие законодательные акты и соблюдали обычай добропорядочного администрирования. Также в задачи канцлера права входит разрешение дискриминационных споров и выражение мнения о проектах законодательных актов. В первой статье Закона о канцлере права указано, что канцлер права — независимое в своей деятельности должностное лицо.
Однако действительность расходится с положениями Закона о канцлере права. С существующей в нашей стране практикой уже даже не согласны в ООН. По результатам 85 сессии Комитета по ликвидации расовой дискриминации, в заключительных замечаниях (страница 2, пункт 6) комитета для Эстонии отдельно указана необходимость создания независимых национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека, согласно Парижским принципам. ООН прямо говорит, что таких национальных учреждений в Эстонии нет. Однако, это, к сожалению, пока мало кого волнует в нашей стране.
Один из вариантов решения для сложившейся ситуации был предложен мной на Народном собрании. Теперь на нездоровую ситуацию обратили внимание в ООН. В связи с надвигающимися выборами, у политиков появилась реальная возможность объяснить избирателям, кого они как потенциальные депутаты готовы были бы утвердить на посту канцлера права? От человека на должности канцлера права, если он действительно будет беспристрастен при принятии решений, зависит очень многое в жизни нашей страны. Поэтому, считаю, важно для избирателей не принимать от политиков безопасные и относительно малозначимые для общественной жизни темы, а услышать от них позицию по принципиальным вопросам устройства государства.
К счастью, в нашей стране есть подходящие люди. На мой взгляд, человеком, достойным занять пост канцлера права, является Сергей Середенко. Пример работы Сергея Николаевича можно увидеть здесь. Представитель национального меньшинства на должности канцлера права стал бы также хорошим внешним сигналом для той же Организации объединенных наций. Этот человек всегда был верным служителем Юстиции, для которого положения 12 статьи Конституции Эстонии не являются пустым звуком:
”Статья 12. Перед законом все равны. Никто не может быть подвергнут дискриминации из-за его национальной, расовой принадлежности, цвета кожи, пола, языка, происхождения, вероисповедания, политических или иных убеждений, а также имущественного и социального положения или по другим обстоятельствам".
В общем, чтобы положения данной статьи Конституции стали реальностью, существует множество путей. Один из них проходит через должность канцлера права. Слово за кандидатами в депутаты и за избирателями. Надеюсь, они не останутся с рассуждениями о косметических и незначительных поправках в общественной жизни Эстонии.