Эстонский футбольный арбитр: о спорных моментах, оскорблениях с трибун и возможностях карьеры
В очередной рубрике ”Личный опыт” в еженедельнике ”МК-Эстония” футбольный арбитр рассказал, как приходят в эту профессию, способна ли она прокормить, что самое сложное во время игры и как надо реагировать на оскорбления с трибун.
Я сам занимался футболом и играл на самых разных уровнях, а судьей в итоге стал потому, что захотел попробовать себя в новом качестве в своей любимой сфере. Есть мнение, что в арбитры идут те, у кого не сложилась карьера игрока или кто вообще не умеет играть, но я с этим не согласен, просто каждому свое.
Держи себя в форме
Да, некоторые начинают судить еще в том возрасте, когда могли бы сами играть и играть. Но тут надо понимать, что арбитр тоже не пешком по полю ходит, у него нагрузки огромные: подсчитано, что главный судья за матч пробегает не меньше, чем игроки, только характер бега у него не такой резкий и рваный, как у футболистов. А вот ассистенты, то есть боковые судьи, пробегают примерно в два раза меньше.
Ограничения по возрасту имеются. На международном уровне (ФИФА и УЕФА) верхний предел — 45 лет. На местном уровне, скажем, в чемпионате Эстонии, можно судить и дальше, если федерация разрешает и физическая форма соответствует установленным критериям. Для выявления этого проводятся специальные тесты. Завалишь их — будешь отстранен от судейства.
Так что судьи с огромными животами и одышкой — это почти нереально. Хотя в целом фактура играет довольно большую роль. Если посмотреть на топовых судей в мире, то можно заметить, что по росту и габаритам они не уступают самым крупным игрокам в футболе. Это логично, ведь спорить с судьей, который как минимум не уступает тебе в росте и весе, гораздо сложнее. А спорить футболисты ой как любят!
О полезных навыках, знании языков и повторах
Когда смотришь матчи по телевизору, видно, как игроки подолгу разговаривают с судьями. У непосвященных возникает вопрос: как у них это получается, если арбитр, например, из Южной Кореи, а футболист из Польши? Впрочем, тут как и в любой другой профессии: чем больше языков ты знаешь, тем легче найти общий язык. На международном уровне, как и везде, рабочий язык — английский, к тому же есть общепринятые жесты, которые носят вспомогательный и поясняющий характер.
Специальных языковых требований нет. Конечно, знание эстонского хотя бы на разговорном уровне нужно, ведь приходится заполнять протоколы игр, проводить собрания перед игрой, общаться с другими судьями.
Периодически для арбитров проводятся тесты на знание и толкование правил. Подсчитано, что за игру судья принимает несколько тысяч решений (имеется в виду оценка разных ситуаций и эпизодов — свистеть или нет), все это требует мгновенного просчета целого комплекса факторов. Поэтому неудивительно, что судьи ошибаются, без этого никак. И, кстати, не только в футболе, но и в любом другом виде спорта. Главное, чтобы ошибка не была решающей, в этом и есть профессионализм рефери.
Часто бывает, что арбитр, даже осознав, что допустил ошибку, продолжает стоять на своем. Тут штука такая: конечно, ошибку можно признать и отменить решение, но это случается крайне редко, потому как считается, что уверенность судьи в своем решении зачастую важнее толкования момента. Игроки это чувствуют, и если, скажем, аут в спорной ситуации был показан в другую сторону, но сделано это было уверенно, то никто не станет особо обращать на это внимания.
Сейчас в мире дискутируется вопрос применения видеоповторов. Одни говорят, что это исключит фатальные ошибки вроде той, что была на ЧМ-2010, когда англичане забили чистый гол в ворота немецкой сборной, но судья не заметил, что мяч пересек линию ворот, и в итоге Англия вылетела из плей-офф. Другие же считают, что это убьет сам дух игры.
Я лично считаю, что видеоповторы имеют право на существование, но они не должны нарушать динамику игры. В том-то и прелесть человеческого фактора, что это дает повод для переживаний, обсуждений, эмоций. С повторами теряется эта возможность, да и журналистам на следующий день нечего будет обсуждать. К тому же система видеофиксации гола с передачей сигнала на часы арбитра очень хорошо зарекомендовала себя на ЧМ-2014 в Бразилии.
Не заработок, а подработка
Карьера судьи похожа на все остальные сферы. Чтобы чего-то добиться, надо работать много и хорошо, понимать и любить свое дело, не допускать ошибок. Вершина карьеры — это, конечно, международные матчи, чемпионаты Европы и мира. Там и заработки отличные.
Например, в этом году на чемпионате мира за обслуженные матчи судьям платили от 35 до 40 тысяч долларов. А 10 арбитров, которых выбрали для судейства решающих матчей, получили по 50 тысяч долларов за игру.
Но такая возможность бывает лишь раз в жизни, и представляется она лишь избранным. Эстонские арбитры до таких высот еще не поднимались. Хотя арбитры, обслуживающие международные матчи, у нас есть. Вообще, чтобы стать судьей ФИФА или УЕФА, надо сначала подняться до высшей категории в своей стране, после чего пройти аттестацию международного уровня.
В чемпионате Эстонии заработать себе на жизнь сложно, поэтому для большинства судей, как и в других странах, судейство является разве что дополнительным заработком. О конкретных суммах не скажу, это конфиденциальная информация (по данным ”МК-Эстонии”, за игры низших лиг местного чемпионата главному судье платят около 35 евро, в ”вышке” можно получить порядка 100 евро за матч — прим. ред.). У боковых арбитров гонорары меньше примерно на 30%.
Казалось бы, неплохо. Но это если судить каждый день по матчу высшей лиги. Но реально получается один матч в неделю в высшей или первой лиге плюс, возможно, одна из игр низших лиг. Еще бывают всякие любительские турниры, но это тоже миллионов не принесет.
Так что это скорее прекрасная возможность оставаться рядом с любимой игрой, непосредственно участвовать в ней и немного подзаработать. А если спросить, адекватна ли плата затраченным силам, то я бы сказал, что не жалуюсь на оплату. К тому же моя основная профессия тоже интересная, и мне нравится то сочетание основной любимой работы и возможности оставаться в футболе, которое я имею.
Распространенный миф — то, что каждого судью можно купить, чтобы обеспечить себе нужный результат матча. Но я лично с подкупом не сталкивался, лишь читал об этом в СМИ.
Как судить друзей и сносить оскорбления
Я считаю, что судейская школа у нас неплохая, эстонские арбитры обслуживают матчи европейских Кубков и отборочные матчи сборных. Интерес к данной профессии растет, так что не удивлюсь, если в скором времени у нас появятся свои Риццоли и Веббы. Кстати, немало и женщин-судей. Я к ним отношусь положительно, без предубеждений. Если нравится и получается, почему нет.
Многие футболисты, выбирая судейскую карьеру, сами перестают заниматься футболом. Напрямую продолжать играть не запрещают, но имеется судейская этика, которая гласит, что судья не должен быть связан ни с одним из клубов, чтобы оставаться беспристрастным и, обслуживая игры чемпионата, не иметь других интересов, кроме судейских.
Конечно, часто приходится судить матчи, где играют твои друзья и знакомые. Но это, как ни странно, даже помогает, потому что они легче и лучше реагируют на то или иное твое решение, а разрядить напряженную атмосферу можно дружеской шуткой или похлопыванием по плечу.
Работа судьи предполагает определенную стрессоустойчивость. И с игроками споры решать приходится, и с трибун всякое в свой адрес можно услышать. Когда зрители начинают подсказывать, что и как надо делать арбитру, то я отношусь к этому философски: значит, люди пришли поболеть за футбол и искренне переживают. Ну а если публика невежливая, то она может кричать что угодно, на меня это большого влияния не оказывает. Это лишь свидетельство уровня культуры отдельно взятой группы людей. К счастью, совсем уж непристойных грубостей в свой адрес мне слышать не доводилось.
Как-то на игре одной из низших лиг болельщики местной команды сначала кричали мне, что я к ним больше не приеду, потом сменили тактику и начали кричать, что я оттуда не уеду, а после матча игроки поблагодарили за хорошее судейство. Да и болельщики подошли и признались, что судейство было нормальное. Просто хотели помочь своей команде таким вот хитроумным способом, оказав давление на судью.