В деревне Кабернеэме, волости Йыэляхтме, недавно продавался шикарный дом у моря с участком в 2000 квадратных метров по цене 480 000 евро. Недалеко от него, на краю полуострова, куда ведет только одна тупиковая дорога, расположены 1,4 га земли, которую оценивают в 490 000 евро. Эту землю, по словам наследников, волость Йыэляхтме по разрешению Харьюского уездной управы, за их спиной передала в собственность владельцу соседнего участка, пишет Eesti Päevaleht.

Тем самым волость Йыэляхтме покрыла свое долговое обязательство перед владельцем соседнего участка Орестом Котсъюба.

Наследников не оповестили

Житель Кабернеэме и законный наследник земли Айн Лилле рассказал, что землю приватизировали в 2012 году, когда правопреемные владельцы земли Айн Лилле, его сестра и брат только ждали решения суда, подтверждающего их право на наследование. Сейчас согласно закону о наследовании правопреемные владельцы не должны подавать в суд ходатайство, чтобы получить наследство, но в 2009 году это было еще обязательно. Хотя заявление было сделано у нотариуса спустя месяц после смерти отца, по стечению обстоятельств оно попало в суд лишь после истечения установленного девятимесячного срока. Таким образом земля будто бы стала землей без владельца, нереформированной государственной землей, и волость углядела в этом возможность передать ее в собственность владельца соседнего участка.

В этом году Таллиннский административный суд постановил, что установленный срок ходатайства был нарушен по независящим от наследников обстоятельствам, и в мае прошлого года было принято решение аннулировать распоряжение волостной управы Йыэляхтме и снова начать производство по возвращению, т.е. вернуть землю наследникам.

"Все было хорошо и появилась уже надежда, но в январе этого года мы узнали, что у государства больше этой земли нет, что его промотали во время судебного разбирательства, - сказал Айн Лилле. - Это низко в первую очередь по отношению к суду и, конечно, к нам, потому что об этом никого не оповестили, это скрыли".

На вопрос о том, оповестили ли суд и причастных лиц о продаже земли и как, волостная управа Йыэляхтме конкретного ответа не дала. В их разъяснении говорится, что по оценке волостной управы, учитывая прошлые судебные разбирательства, юридическое положение наследников было слабое. Заведующей отделом развития и планирования Харьюской уездной управы Яан Марк со словами Лилле не согласен, он добавляет, что суд и участников производства оповестили о приватизации с правом преимущественной покупки 27 января 2014 года. Неясным остается то, почему суд и наследников оповестили лишь тогда, если наследники обратились в суд за несколько лет до этого.

Продажа была запрещена

По закону местное самоуправление обязано организовывать как возврат земли, так и ее приватизацию, так что в передаче полномочий на приватизацию и заключении договора на продажу нет ничего особенного. "Волостная управа Йыэляхтме в своем ходатайстве о полномочии продать участка не скрывала от старейшины уезда намерение погасить с помощью участка требование о возмещение ущерба Котсъюба. Однако погашение требования о возмещении ущерба с помощью нереформированной государственной земли является очень серьезным нарушение закона и по этой причине это небывалый и чрезвычайный случай", - говорит представляющий интересы наследников в суде Айн Кийс. По его словам, вплоть до решения вопроса о возвращении неправомерно отчужденного имущества, в том числе до окончания судебного разбирательства, запрещено это имущество отчуждать. Сделки, нарушающее это требование, являются недействительными. Так как в Таллиннском административном суде на тот момент шло судебное разбирательство Айна Лилле и других наследников об аннулировании решения волостной управы Йыэляхтме, волость не имела права передавать эту землю на приватизацию или продавать.

"Волостная управа Йыэляхтме не продала землю, а выполнила обозначенное в законе о реформе собственности и в законе о земельной реформе обязательство приватизировать землю с правом преимущественной покупки в пользу имеющего на то право лица к принадлежащим ему постройкам", - ответила Харьюская уездная управа.

Еще более курьезным эту историю делает тот факт, что в ходе приватизации земель суд по спору волости и Ореста Котсъюба пришел к решению, что волость должна компенсировать ему сумму в один миллион крон, т.е. около 70 865 евро, а ценность приватизированной в его пользу земли - дороже в семь раз. Айн Лилле вместе с сестрой и братом заказал экспертную оценку Pindi Kinnisvara AS, дабы установить рыночную стоимость земли. Согласно ей, стоимость земли составляет 490 000 евро.

Наследники от споров устали, от земли отказались и требуют от государства через суд компенсацию ущерба. В начале сентября они подали жалобу в Таллиннский административный суд.

Поделиться
Комментарии