Но при этом закон никоим образом не регламентирует, кто может стоять у руля и каким требованиям он должен соответствовать. Тем временем ряд учебных центров и союзов по всей стране обучают людей, как правильно руководить товариществом, пишет ”МК-Эстония”. Насколько эта специальность популярна и сколько нужно выложить денег, чтобы ее получить?

Быть председателем, да и вообще членом правления квартирного товарищества — дело нелегкое. На собрания людей не вытащить, а если вытащить, так начинается ругань. Руководителя товарищества постоянно обвиняют в воровстве, заваливают жалобами и заявлениями, ему приходится решать кучу вопросов одновременно и по многу раз рассказывать жителям КТ о нюансах в законах. И все это — зачастую за весьма и весьма скромное вознаграждение.

Тем не менее, сотни людей по всей стране ежегодно получают эту профессию и идут работать. Что же нужно знать, чтобы правильно руководить товариществом?

Тонкости терминологии

Представитель Эстонского союза квартирных товариществ Раймо Йыгева отмечает, что есть как однодневные курсы, так и базовое обучение.

”Однодневные обычно стоят около 30 евро, и там преподаватели акцентируют внимание учеников на какой-то одной сфере, рассказывая все нюансы. Есть и базовый курс, стоит 140 евро. Предлагаем мы и обучение в интернете — за 90 евро. Это удобно, не надо никуда ходить. Самые дорогие курсы у нас длятся 3 месяца и стоят 225 евро, по окончании учебы человек получает удостоверение”, — говорит Раймо Йыгева.

При этом важно не путать курсы для управляющих и курсы для руководителей товарищества.

”Объясню разницу: управляющий — это наемный работник, который выполняет указания правления. Это человек, который может заниматься одновременно десятками домов. Он не отвечает за то, как у вас идут дела, он лишь обслуживает дом, контролирует, как убирают, снимает показания счетчиков и занимается другой текущей работой”, — отмечает Раймо Йыгева.

Член правления — дело другое. Его выбирают на собрании, как правило, из числа жителей дома. Он занимается от и до только одним домом, ведет собрания, заключает договоры, подыскивает кандидатуры бухгалтера и уборщика, ведет переговоры с фирмами и банками, представляет товарищество в инстанциях, в том числе, в суде, и делает еще много другой работы.

Тут важно отметить, что нужно не путаться в терминах ”член правления” и ”председатель”. В народе широко распространено мнение, что любой член правления — это председатель. Часто по ошибке так называют и управляющего. На самом же деле на общем собрании выбирают членов правления, и если их больше одного, то потом они уже между собой выбирают председателя. И данный председатель отличается от других членов правления по закону лишь тем, что он может созывать собрания правления и руководить ими. У остальных членов правления — такие же права и обязанности, как и у председателя.

Но вернемся к обучению. ”Член правления должен знать, как составлять протокол, менять устав, как правильно управлять товариществом, — говорит Раймо Йыгева. — И хорошо, если этому всему его научат грамотные люди, чтобы потом в делопроизводстве не было ошибок, а у товарищества — убытков”.

По словам Йыгева, в год они обучают в среднем 1000 человек.

Никаких стандартов нет

Обучает председателей и OÜ Sotsiaalne Õppekeskus. Как говорит его руководитель Юрис Павловс, длительность курсов зависит от того, кто приходит учиться.

”У одного — корочка бухгалтера, у второго — высшее экономическое образование, у третьего — вообще никакого нет, но есть желание качественно работать. И наши лекторы подстраиваются под аудиторию, чтобы на выходе знания у всех были примерно одинаковы”, — комментирует Павловс.

Он отмечает, что у них был годичный курс обслуживания, который длился 1000 часов. ”Но сейчас и у нас, и в Европе считается, что больше 100 часов — это уже очень большие курсы. Я лично думаю, что они не должны быть слишком долгими. Лучше пусть председатель пройдет 5-6 курсов на разные темы, так или иначе связанные с его работой, нежели один большой”, — говорит Павловс.

Он видит большую проблему и в том, что сейчас товариществами руководят кто во что горазд. Кто-то идет учиться, а кто-то управляет, как бог на душу положит. ”Нет четких стандартов, никому до товариществ дела нет, никто их не контролирует. Если сварщику нужен сертификат, чтобы работать, то председателю КТ никакого сертификата и корочек не нужно. И ни государству, ни муниципалитетам до этого дела никакого нет. Единого стандарта управления нет, все предоставлены сами себе”, — подчеркивает специалист.

Кто же приходит к ним учиться? В основном, безработные, стоящие на учете на бирже. ”Несколько человек, правда, приходили за свои деньги. Но желающих было не много — курс все же стоит 1500 евро. В прошлом году никак не могли группу набрать. А в этом году не было ни одного желающего”, — говорит Павловс.

Не всем по карману

На сайте Министерства образования указано, что лицензия на проведение подобных курсов есть и у организации Euroopa Progressiivse Kultuuriline Kogukond. Однако по указанному контактному телефону ”МК-Эстонии” сказали, что такое обучение действительно раньше было, но пока его не проводят.

”Очень много было тех, кого направила Касса по безработице, — сказал член правления Эдуард Пащенко. — Набирали по 2-3 группы в месяц, по 10-15 человек в каждой. Обучение длилось полтора месяца. Так продолжалось где-то около года. А потом люди разъехались, да и ситуация в стране поменялась. Выкладывать из собственного кармана 650-700 евро не каждый сможет”.

По его словам, 40-45% их ”выпускников” точно работают, как сложилась жизнь остальных — Пащенко неизвестно.

Вскоре нужен будет документ

Центр SVS-L в Ида-Вирумаа также обучает, как правильно руководить товариществом.

”Минимальный курс — 120 часов, максимальный — 480 часов, — говорит заместитель директора центра Ирина Москвитина. — Цены тоже варьируются. Если человека направляют к нам с биржи, то курсы оплачивает биржа. Если он платит со своего кармана, то индивидуальное обучение стоит 15 евро в час, в группе — 6 евро в час”.

Замдиректора отмечает, что в центре с каждым работают индивидуально, учитывают график работы учащегося, возможно обучение также в вечернее время, есть вариант и оплаты в рассрочку. Обучают они людей по всему Ида-Вирумаа: где набирается группа, туда и выезжает преподаватель. Недавно открыли представительство и в Таллинне, так что возможно, что и в столице центр будет пополнять ряды квалифицированных специалистов.

”На курсах мы расскажем, как правильно управлять товариществом, обслуживать техносистемы, вести бухгалтерию, расскажем о юридических нюансах, обучим психологии, умению читать сметы строительных работ и многому другому”, — поясняет Москвитина.

Она добавляет, что к ним приходят учиться как уже работающие председатели, так и те, кто только хочет связать с этой сферой свою жизнь. И важно, чтобы стоящий на учете на бирже человек, который хочет пойти учиться на руководителя КТ, мог аргументированно объяснить консультанту, что это — не сиюминутная прихоть, что он хочет потом работать председателем, чтобы биржа оплатила курсы.

”Набираем в среднем по 2-3 группы в год по 7 человек в каждой. Однако не во всех товариществах согласны оплачивать учебу своего руководителя. И приходится объяснять, что обучение необходимо, что в итоге члены товарищества только выиграют. Да и вообще с 2018 года руководителям товарищества нужен будет документ”, — подчеркивает Ирина Москвитина.

Бесплатные возможности и компенсации

Обучают, как руководить КТ, и в Ида-Вирумааском центре профобразования. Обучение там бесплатное, но большого интереса пока к данной специальности нет — на курс зарегистрировались 9 человек. Возможно, потому, что все — на эстонском языке.

С учетом того, что многие учащиеся работают, обучают новым специальностям в центре в вечернее время.

Но что делать, если у вас в регионе нет бесплатного обучения? Можно ли пройти курсы за счет товарищества? Можно, если этот вопрос был поставлен на голосование на общем собрании и члены КТ проголосовали ”за”. Важно также помнить, что, например, мэрия Таллинна компенсирует товариществам до 128 евро в год на обучение персонала.

Поделиться
Комментарии