Российскому политологу запретили въезд в Эстонию
Утром 18 сентября представители клуба приехали в Таллиннский аэропорт, чтобы встретить заместителя директора Института стран СНГ Владимира Жарихина.
Однако на пункте пограничного контроля гость был остановлен, его опросили, досмотрели личные вещи. Через два часа ему было предъявлено уведомление МВД Эстонии о датированном предыдущим числом запрете на въезд в страну.
Благодаря Скайпу встреча в клубе ”Импрессум” все-таки состоялась. Владимир Жарихин пообщался с таллиннцами из своего московского кабинета.
В начале продлившейся два часа встречи он продемонстрировал широту русской натуры, отметив, что запрет на въезд он рассматривает как высокую оценку работы Института СНГ, а сам документ собирается поместить в рамку и повесить напротив своего рабочего стола, рядом с благодарностями от Ельцина и Грызлова.
Тема заявленного выступления российского политолога — ”Европейский и Евразийский союзы: партнеры или соперники?” — была настолько важна и сложна, что дискуссия постоянно съезжала на другие более злободневные, но более понятные вопросы.
Владимир Жарихин считает, что Европейский и Евразийский союзы должны стать скорее партнерами, чем соперниками. Точнее, партнерство — это их логическая судьба, а соперничество — так, несчастный случай. ”Я считаю, что единое экономическое пространство России и ЕС от Лиссабона до Владивостока настолько выгодно, что идея партнерства непременно пробьется. Сегодня из-за событий на Украине кажется, что этого никогда не будет, но завтра привлекательность концентрации ресурсов обязательно станет стимулом экономической и политической интеграции. Такой конгломерат природных богатств, транспортных путей, производственных мощностей определял бы судьбы мировой политики.
Конечно, многим, например, США это не нравится. И через события на Украине Вашингтону удалось поссорить Москву и Брюссель, но по большому счету другого выбора нет. И в государственных интересах Эстонии и ряда других стран — служить мостами между ЕС и ЕвразЭС. Сегодня ваши политики выбрали другую модель поведения. Однако нам всем нужно избавляться от своих фобий”.
Жарихин убежден, что всех нас объединяет принадлежность к христианской цивилизации. ”Россию считают опасным медведем, но в Европе этот медведь оказывался, как свидетельствует история, всякий раз лишь после того, как та же самая Европа долго шурудила палкой в его медвежьей берлоге”, — пошутил политолог.
Особо Жарихин отметил, что Евросоюз это — не единственный глобальный политико-экономический кластер. Есть и объединение США-Мексики и Канады. Есть и другие, в которые Россию не пускают. А создание таких кластеров это, по всей видимости, стратегическое направление глобализации. России, по его словам, нужно либо самой инициировать и создавать такое объединение, либо ”она провалится между кластерами и станет лишь сырьевым придатком какой-либо из глобальных экономик”.
Создание Евразийского сообщества — это насущная необходимость. Однако, уверен Жарихин, за экономической интеграцией России, Белоруссии, Казахстана рано или поздно последует и политическая. История Евросоюза как раз и демонстрирует, что одни экономические механизмы рано или поздно исчерпывают свою эффективность. Тогда и возникают и Европарламент, и проекты Евроконституции, и Европейский банк и остальные политические инструменты.
Сегодня, рассказывал Владимир Жарихин у таможенного союза нет необходимых элементов политической интеграции. Казахстан и Белоруссия выступают против. По мнению российской гостя, причина и в разных экономических моделях. В России и в Казахстане, рассказал он, выстроены типичные модели олигархического капитализма. А в Белоруссии господствует модель капитализма корпоративного, как в Сингапуре. И то, что в Казахстане и в России считается по-капиталистически честным и благородным, в Белоруссии воспринимается как недопустимое безобразие. Конкретный пример — конфликт интересов с ”Уралкалием”. Отсюда и несовпадение политических моделей.
Тем не менее, считает Владимир Жарихин, эти расхождения не фатальны, а преходящи. Ведь и в странах Евросоюза были разные политические модели, а интеграционные процессы потребовали и времени, и усилий.
Как быстро Европа сможет избавиться от зависимости от российского газа? ”А мы тут не при чем,- парировал Владимир Жарихин. — Выбор этот был сделан в 70-х годах Западной Германией, когда перед ней встала дилемма: либо строить атомные станции (как Франция) со всеми рисками и экологическими проблемами, либо пойти на политический компромисс с коммунистическим СССР и заключить, несмотря на противодействие США, договор ”газ в обмен на трубы”. Германия выбрала экологию. Этот выбор на долгие годы. И сегодня Европа может постепенно отказаться от российского газа, начав массово строить атомные станции, подавляя полицейскими дубинками и слезоточивым газом выступления европейских ”зеленых”. Для России же это может стать благом, потому что половина страны до сих пор не газифицирована".
Напомним, что 6 мая 2012 года также в аэропорту остановили прилетевшего на заседание "Импрессума" главного редакторы журнала "Национальная оборона" Игоря Коротченко. Встреча с ним состоялась также в режиме видеоконференции.