Кроме Реймаа, Эстонию на слушаниях представляли:

Александр Айдаров — советник, Минкульт,
Керсти Кивирюйт — главный эксперт отдела общего образования, Минобр,
Палома Крыыт Тупай — советник, Минюст,
Сийри Лесков — советник, МВД,
Мерье Мяги — 3-й секретарь, постоянная миссия Эстонии в Женеве,
Янек Мяги — заместитель главы Департамента миграционной и пограничной политики, МВД,
Юри Сейленталь — посол, постоянный представитель миссии Эстонии в Женеве,
Неле Холло — юрист, МИД.

Портал задал письменные вопросы Реймаа, Холло, Айдарову, Тупай и Кивирюйт. За последнюю ответил автоответчик, сообщивший, что она в отпуске. Тупай не откликнулась вовсе, а Холло и Айдаров написали, что ответы пришлет Реймаа. Вот они.

Ваше общее впечатление о слушаниях?

Обсуждение было конструктивным и позитивным. Эстонская делегация ответила на все вопросы членов комитета ООН. Он признал несколько позитивных сдвигов, которые произошли в Эстонии со времени прошлого отчета — в 2010 году.

Каковы были основные моменты доклада официальной делегации Эстонии?

Выступление делегации и ответы на вопросы членов комитета касались изменений в законодательстве Эстонии, политики в сфере образования и вопросов, касающихся гражданства, а также претворения в жизнь программы интеграции и ее результатов. Одновременно, поскольку отчет Эстонии затрагивал 2009-2013 годы, были рассмотрены и результаты интеграционного мониторинга 2011 года.

О чем спрашивали члены комитета? Можно ли предположить, каков будет окончательный отчет комитета по Эстонии?

Вопросы членов комитета касались сфер, связанных с правами человека, в числе прочего — с вопросами образования цыган, вовлечения в общественную жизнь людей без гражданства и их участия в ней, с языковой организацией, с созданием русских частных школ, а также с общественно-правовым телеканалом, с поддержкой языка и культуры сето.

Видите ли вы необходимость изменить что-либо в Эстонии в свете этих слушаний в Женеве? Что именно?

К конвенции по ликвидации всех форм расовой дискриминации Эстония присоединилась уже в 1991 году. Для нас важно сравнивать происходящее в стране с международной практикой и следовать международным нормам. Такие форумы, как на прошлой неделе в Женеве, помогают разъяснять международной общественности ситуацию с правами человека и основными свободами в Эстонии. Комитет признал развитие, происходящее в данной области, и приверженность к претворению в жизнь его рекомендаций. Об окончательных выводах комитета можно будет что-то сказать после их обнародования.

Delfi все же поинтересовался, почему некоторые члены делегации отказались прислать  ответы на вопросы портала, сославшись на то, что ответит ”начальник”? У них не может быть своего мнения? ”Я не знаю, как прокомментировать ваш вопрос, — написала вице-канцлер. — У всех есть право на свое мнение”. 

Альтернативного отчета НКО ”Русская школа Эстонии” Реймаа не слышала,
так как брифинг НКО проводился, как того требуют правила, только для
членов комитета.

Андрей Лобов рассказал: ”На брифинг был отведен час. За это время невозможно было передать все моменты, изложенные в альтернативном отчете. Я постарался осветить основные моменты. По каждому слайду презентации давал историю вопроса. В конце ответил на вопросы членов Комитета. Помимо изложения фактов, важно было создание среди членов комитета "правильной атмосферы" перед выступлением официальной делегации Эстонии. Вначале я рассказал об острове Северный Сентинель, обитатели которого встречают стрелами и копьями вертолеты и корабли исследователей, пытающихся вступить с ними в контакт. Дальше я показал людей в костюмах (членов Рийгикогу), которые могут публиковать сообщения в Facebook и подписывать документы при помощи ID-карт, но не хотят видеть матрешек. Эта простая история помогла мне поставить вопрос о необходимости противопоставления артефактов русской культуры "правильному представлению" об эстонском государстве, которое пытаются создать наши официальные лица. Надеюсь, мне удалось донести сообщение, что нетерпимость и агрессию по отношению к меньшинствам не следует маскировать современными техническими побрякушками, такими, как пользование интернетом и ID-картами. К сожалению, техническая грамотность все еще может иногда подменять развитость или цивилизованность”.

А еще Лобов добавил: "Наблюдая за ходом выступлений членов комитета и официальной делегации Эстонии, я почувствовал, что все стороны понимают, что они делают. Члены комитета хорошо видели попытки официальной делегации уйти в сторону, передернуть факты, выбрать какую-то менее острую проблему и подолгу говорить о ней. Мне грустно думать, что члены эстонской делегации по сути являются заложниками дискриминационной политики Эстонии. У них нет ни сил,ни духа — вместо того, чтобы продолжать выкручиваться и передергивать, — начать решать вопрос с неравенством в нашей стране по существу".

Поделиться
Комментарии