Госконтроль — об аудите Фонда ВЭБ: документов сохранилось много, но они не расскажут о мотивах
Текст аудита доступен и в интернете. Карис отметил, что аудит был проведен, поскольку было давление общественности. По словам Олго, сохранилось удивительно много документов, рассказывающих о тех событиях.
Карис отметил, что помогло то, что банк SEB нашел документы в своих архивах и передал их, хотя и не был обязан этого делать. По его словам, весь аудит нужно ставить в контекст тех лет, так как сегодня законы изменились. Сохранились не все данные и не все люди все помнят.
В ходе проведения аудита было проработано больше 20 томов различных документов, в каждом минимум по 500 страниц.
Олго сказал, что замораживание средств в России осенью 1992 года привело к мораторию на Северо-Эстонский акционерный банк и Балтийский объединенный банк (UBB). При этом они образовывали 40% от тогдашнего банковского рынка. Проблема была серьезной, констатировал Олго.
Олго добавил, что давшие показания по Фонду ВЭБ Вахур Крафт и Сийм Каллас сказали, что не помнят тех обстоятельств, которые касаются схемы вокруг фонда. Он отметил, что проблема документов в том, что они не говорят о мотивах.
Итог таков: Фондом ВЭБ управляли не так, как было предусмотрено в решении Рийгикогу, письмо Банка Эстонии с неверными данными составили преднамеренно. Но ответов на многие вопросы мы так и не узнаем, поскольку либо нет соответствующих документов, либо люди не помнят, что именно тогда происходило.
Текстовую трансляцию (на эстонском языке) с презентации отчета можно полностью прочесть здесь.