В 2008–2013 годы прокуратура или Департамент конкуренции возбудили 24 таких уголовных дела, 12 из которых было прекращено за отсутствием признаков преступления. Теперь преступления по статье 400 Пенитенциарного кодекса (он запрещает ограничивать доступ других лиц или фирм к рынку товаров и вредить конкуренции) стали регистрировать меньше: если в 2011 году зарегистрировали 18 виновных деяний в сфере конкуренции, то в прошлом году — только одно.

Анализ Министерства юстиции ставит вопросы, которые требуют решения в связи с картельными преступлениями. Один как раз и касается сложности сбора доказательств.

Собирать доказательства непросто и потому, что само определение такого виновного деяния достаточно туманно. Одна из авторов анализа Мари-Лийс Сёэт сказала Eesti Päevalehelt, что министерство твердо намерено вместе с предпринимателями сделать закон понятнее. По ее словам, государство могло бы консультировать предпринимателей, чтобы те понимали грань между запрещенным и дозволенным.

В то же время предприниматели лоббируют в таком направлении, чтобы вообще декриминализировать картельные сговоры и превратить их в проступки. Это усложнило бы сбор доказательств еще больше, поскольку запретило бы, например, скрытую оперативно-следственную деятельность.

Еще один момент. Ожидаемого результата не дала и начатая в 2010 году программа, которая освобождает от наказания предпринимателей, сдающих остальных членов картеля. Это напоминает бизнесменам доносительство. Да и, как показал опрос Торгово-промышленной палаты среди своих членов, 40% предпринимателей об этой программе даже не слышали.

Поделиться
Комментарии