”Я бы, конечно, нашел Эстонию на карте”

Колонну с американскими десантниками, выдвигающимися в район проведения учений, удается найти на обочине шоссе местного значения во время привала. Вышедший навстречу командир взвода с нанесенным на лицо камуфляжем приветливо улыбается: ”Привет, это ты журналист? Мы нашли тебе транспорт, пойдем провожу”.

Колонна 173-й бригады на привале

Колонна растянулась на пару сотен метров. ”Здесь вся рота в составе трех взводов”, — поясняет офицер, добавив, что подразделение остановилось на границе ”опасной зоны”, в которой возможно присутствие потенциального противника. Одно подразделение вырвалось немного вперед, чтобы установить связь с эстонскими союзниками, указывает он. Очевидно, имеет в виду подразделение бронетранспортеров Скаутского батальона, которые остановились в нескольких километрах севернее, взяв под контроль несколько перекрестков.

Техника в колонне ”разношерстная”, в ней имеются ”Хамви” (американский армейский многоцелевой внедорожник, гражданская версия которого известна как Hummer. — Прим. Delfi), двухосные и трехосные грузовики американского производства, а также транспортные средства, которые, очевидно, еще недавно использовались Силами обороны Эстонии. ”Взяли на прокат, — улыбается комвзвода. — В целом, мы полностью самодостаточны”.

Большая часть десантников не покидает машин, используя паузу для отдыха и приема пищи. Тем не менее, некоторые бойцы, спешившись, прогуливаются вдоль колонны или общаются с сослуживцами. Обстановка спокойная — многие стоят без касок и оружия. Когда раздается гул реактивного самолета, они смотрят в небо и пытаются идентифицировать его класс. ”Все очень просто, не нужно быть академиком: истребители маленькие и быстрые”, — говорит один из рядовых своему товарищу, который присматривается к перемещающейся по небу точке.

Несколько десантников перепрыгивает через придорожную канаву и фотографируется на фоне поля, желтого от цветущих одуванчиков. Армейский фоторепортер из США, который также сопровождает десантников, несколько раз снимает пейзаж.

Американцы относятся к присутствию эстонского журналиста либо с равнодушием, либо охотно протягивают руку, довольно искренне произнося дежурную фразу „Hi, nice to meet you” (англ. ”Привет, приятно познакомиться”. — Прим. Delfi).

В разговоре со стоящей в хвосте колонны группой десантников удается выяснить, что по сути до переброски в Эстонию американцы о стране ничего не знали. ”Нет, ну, на карте бы я, конечно, ее нашел”, — признается один из сержантов. ”Мы не знали истории Эстонии”, — отмечает другой боец, добавляя, что благодаря общению с эстонскими военнослужащими пробелы в знаниях удалось частично компенсировать хотя бы в отношении "не столь далеких событий”. При этом пара десантников заявляет, что они слышали о средневековой архитектуре и Старом городе, который, по их словам, им очень понравился.

Рота американских военнослужащих принимает участие в учениях с понедельника (19 мая. — Прим. Delfi). Выполнение своих задач они начали с тренировочного воздушного десантирования, которое из-за ограничений мирного времени производилось в другом районе. До этого подразделение было расквартировано в Палдиски. ”Знаешь, мы уже соскучились по эстонской кухне — она действительно хорошая. Поскольку сейчас мы передвигаемся быстро, питаемся американскими сухими пайками”, — говорит офицер с камуфляжем на лице.

Смешанная боевая группа

Примерно через полчаса колонна приходит в движение, очевидно, американцы установили устойчивую связь с эстонскими союзниками и выработали план совместных действий. Продвинувшись дальше на север, колонна перестраивается, боевые группы сворачивают на ведущую в лес грунтовую дорогу. На обочине шоссе остаются лишь грузовики снабжения и автомобили штабного взвода. Офицер приказывает спешиться и занять оборону, он подходит к каждому из бойцов и корректирует его позицию. ”Я хочу, чтобы ты следил за сектором от того столба до того дерева”, — наставляет он, объясняя, что будут делать его соседи.

Десантники занимают позиции у перекрестка

Тем временем, примерно в полутора сотнях метров у заброшенного строения, выстроенного из валунов, размещается временный координационный пункт. ”Привет, я Джон, приятно познакомиться”, — приветствует очередной командир взвода, завершив сеанс радиосвязи. Он объясняет, что десантники поддерживают бронегруппу Скаутского батальона, которая собирается углубиться в лес, предположительно, занятый противником. ”Часть ребят ушла в разведку, так что мы пока ждем”, — добавляет он.

При беглом взгляде обнаруживается, что в подразделении парашютистов весьма много молодежи. При этом сама бригада принимала участие во многих зарубежных миссиях, в том числе в Ираке и Афганистане, где она прошла пять ротаций. ”Что касается вопроса о ветеранах и новобранцах, то я не скажу, сколько здесь кого. Думаю, что в большинстве своем командиры подразделений имеют опыт”, — поясняет он.

Тем не менее, говорить о слабой подготовке десантников вряд ли можно. Командир взвода дарит одному из двух присутствующих офицеров Сил обороны, выполняющему роль военного наблюдателя и судьи, нашивку рейнджера — они имеются у подавляющего большинства американских пехотинцев. ”Чтобы получить такую нашивку, нужно пройти интенсивный курс обучения продолжительностью в 60 дней. С самого начала тебя забрасывают в лес, фактически нет времени на еду, отдых и сон”, — поясняет офицер. Сидящий рядом радист дополняет: ”Ну, как это нет времени на сон, минут двадцать находится”.

Командир взвода, первый лейтенант Джон Фернандес, рассказывает о прохождении высших военных курсов в Вестпойнте — престижном военном учреждении США: ”В первый год отпускали три раза. Сначала было очень тяжело. На второй год стало меньше криков, но прибавилось работы и увеличилась ответственность”. 

В перерывах между сеансами связи эстонские и американские военнослужащие обсуждают гастрономические особенности, сравнивают болота Эстонии с болотами Флориды, говорят о различии в организации вооруженных сил двух стран.

Причины, почему десантники приняли решение вступить в вооруженные силы США, по их словам, разные. Молодые бойцы обосновывают такой выбор, как правило,  желанием заработать на начало самостоятельной жизни. ”Я сделал это для семьи и родителей. Нужны были деньги, чтобы начать жизнь. Также армия открывает много возможностей”, — разъясняет рядовой первого класса, заключивший трехлетний контракт. Он не успевает закончить, как командир взвода, получив сообщение в свои наушники, произносит: ”Ребята, выдвигаемся”.

Колонна техники во время остановки в лесу

Тише едешь, дальше будешь

Автомобили выезжают из укрытий, выстраиваясь на узкой лесной дороге в колонну. В предстоящие несколько часов она будет углубляться в лесной массив короткими  перебежками. Передвижение возглавляет бронегруппа Скаутского батальона, состоящая из бронетранспортеров без пехоты. Перемещения интернационального подразделения похожи на передвижение гусеницы — сначала вперед выдвигается голова колонны, затем за ней подтягиваются остальные ее части. Во время каждой остановки десантники спешиваются и, углубившись в лес вправо и влево на несколько десятков метров, занимают оборону и проводят разведку.

Во время одной из таких остановок удается пообщаться с командиром роты американских десантников капитаном Дуэйном Степпе. Он объясняет, что парашютисты подчинены эстонскому командованию и оказывают поддержку группе бронетранспортеров, которые не способны передвигаться в лесу. Углубившись в лес на несколько десятков метров, двигающиеся параллельным курсом пехотинцы охраняют острие бронированного копья от атак с флангов.

Командир роты капитан Дуэйн Степпе

Такая тактика медленная, но надежная.  ”Это окупается”, — подтверждает Степпе. Вдалеке слышны интенсивная стрельба и разрывы.

На вопрос о том, не кажется ли капитану странным и обидным, что парашютисты выполняют роль обычной пехоты, а не штурмовых войск, он отвечает: ”Они [БТРы] двигаются впереди по дороге вплоть до того момента, пока не будут атакованы, тогда вступаем в игру мы, окружая и нанося противнику завершающий удар”. 

Конечно, классическая доктрина предусматривает, что парашютисты высаживаются в тылу противника на пути наступающих войск, захватывая ключевые точки и инфраструктуру, но в иной тактике и подчинении нет ничего необычного, продолжает он. ”Мы уже провели две тренировочные высадки в Эстонии”, — напоминает Степпе.

Возникают ли у американцев проблемы при работе в связке с эстонскими подразделениями? Капитан признает, что определенные шероховатости возникали, в частности, они были связаны разницей в различных процедурах, некоторым несоответствием техники связи, языковой же барьер был минимальным. Но в целом, на пятый-шестой день совместных действий такие подразделения могут действовать органично, что, по его убеждению, доказывает - ”НАТО до сих пор релевантно”.

”Ваши солдаты — крепкие ребята. У нас за плечами десятилетний опыт боев преимущественно в городских условиях. Здесь же другая ситуация, и бои проходят в лесу. В этом смысле есть навыки, которых нам не хватает. К примеру, это искусство маскировки, дисциплина по соблюдению бесшумности”, — перечисляет Степпе.

Краткое совещание с британским офицером

На время утихшая вдалеке перестрелка возобновляется и становится интенсивнее. Через порядки смешанного соединения американских и эстонских войск проезжает длинная колонна, из головного автомобиля которой выпрыгивает британский офицер. Он достает карту и показывает место, где происходит бой — до него несколько километров. После коротких переговоров между командирами колонна проходит дальше, а американские парашютисты готовятся к очередному броску вслед за эстонскими бронетранспортерами.

Не обидно, что за весь день американцам не дали проявить себя? ”Мы, конечно, вышли на охоту. А, получается, мы на рыбалке, на которой не клюет. Ну, и что, мы еще покажем”, — говорит один из десантников, улыбаясь.

Справка

  • 173-я воздушно-десантная бригада создана на базе 173-й пехотной бригады, сформированной во время Первой мировой войны.
  • Бригада участвовала во всех значительных конфликтах ХХ века с участием США, включая войну во Вьетнаме. 
  • Части бригады принимали участие в миссиях в Ираке и Афганистане. 
  • В учениях ”Весенний шторм 2014" приняли участие 150 десантников этой бригады. 
  • В весенних маневрах было задействовано около 6000 солдат и офицеров из разных стран.
  • Учения проходили на территории пяти уездов. 
  • В учениях приняли участие иностранные контингенты из США, Великобритании, Польши, Бельгии, Дании, Литвы и Латвии.

Поделиться
Комментарии