Он признался, что жертвует круглые суммы местным политическим партиям в целях защиты зарубежных инвестиций и противодействию рейдерским захватам при помощи экономических договоров, заключенных между государствами.

Тебе нужна такая помощь?

Мы искали землю на Украине на официальном аукционе. Через пять лет выяснилось, что 6,5 миллионов долларов, которые мы выплатили горуправе, разворовали. Мы уже построили на участке здание, как началась какая-то кутерьма. Чистая политическая борьба, поиск виноватых, в ходе которого результаты аукциона хотели обнулить. В конце концов все разрешилось.

Спор, касающийся торгового центра Sky Mall в Киеве, о котором писала эстонская пресса, — тоже борьба с захватчиками?

Это не тот случай, когда кто-то чужой пытается завладеть твоим имуществом. Мы сами позвали этого человека в качестве инвестора (Тедер рисует на бумаге схему, через которую он объясняет, что украинский партнер Андрей Адамовский через суд пытается завладеть фирмой — прим. ред.).

Адамовский шлет письма премьер-министру Эстонии, организует на Украине митинги против тебя…

Ну, еще до этого я написал премьер-министру Украины… Они написали в ответ.

Митинги, новости о тебе, как о подозрительном бизнесмене — это похоже на намеренное создание негативного фона?

В этой сфере они молодцы. Мы потихоньку учимся у них.

Это не мешает бизнесу?

Не мешает. На Украине знают, что Адамовский такой. У него еще четыре таких проблемных предприятия. Я встречался со всеми этими людьми (партнерами Адамовского), везде одинаковый почерк — злоупотребление доверием и традициями честного предпринимательства, подкуп чиновников.

В местах с низкой бизнес-культурой в таких случаях начинают стрелять. У бизнесменов, у которых забрали имущество подобным образом, сдают нервы.

Однако как правило не стреляют в тех, кто много должен, поскольку в этом случае деньги не вернуть. В долг давать нельзя — это правило. Если даешь в долг, то тебя могут застрелить, чтобы не возвращать деньги. Если должен ты, то тебя держат как на поводке.

Не боишься?

Не боюсь. То, что наш оппонент использует коррумпированных госслужащих, нашу жизнь не омрачает. Может он и заплатил за то, чтобы в отношении нашей фирмы возбуждались уголовные дела, однако, в конце концов, это компостирование мозгов. Это ни к чему не приводит. К примеру, в отношении меня дали ложные показания, якобы я и еще кто-то, согласно плану, должны были взорвать мой автомобиль, чтобы затем предъявить обвинения Адамовскому. Но у меня там нет машины…

Тебя забирали с улицы на допросы, снимали с самолета?

Нет, не все так страшно. Однако обыски фирмы, вынос компьютеров, простые помехи работе — такого у нас было вдоволь.

Вести дела на Украине сложнее, чем в России?

Да, на Украине сложнее. Тотальная коррупция. Зарплаты маленькие, их не платят. По сути так: дают должность, а потом говорят, смотри сам, что делать дальше. Все как в старом анекдоте о симферопольской милиции — первые 50 рубликов со штрафов идут государству, следующие 50 рубликов — начальнику, остальное — твое. Подумай, какая мотивация!

Говорят, что для ведения бизнеса на Украине необходимо постоянно находится самому на месте.

Первые пять лет точно. […] Сейчас я бываю в Киеве каждую неделю, работа заключается в переговорах, касающихся участка. Когда идут такие переговоры, я должен быть на месте каждую неделю.

Одной из проблемных особенностей ведения бизнеса на Украине является так называемое кумовство. Прежде чем ты поймешь, в чем дело, кто-то из твоих сотрудников уже пристроит все свое семейство.

Да, следует держать руку на пульсе. У нас было и такое. Иногда все было организовано таким образом, что своих детей и родственников не брали в прямое подчинение, а отдавали в другой отдел, а тамошний начальник в ответ присылал своих родственников. Мы обнаруживали подобное и разгоняли.

Как найти лояльного работника на Украине?

Лучше всего привезти из Эстонии.

Говорят, что очень сложно, когда у тебя нет местных партнеров.

Нужно добиться статуса ”своего иностранца”. Для этого нужно знать людей, на это уходит время. В конце концов важно хорошо общаться на человеческом уровне. Не далеко ушли и те времена в Эстонии, когда расхаживали всякие инспекторы…

Получается так, что с кем-то сходишь в баню, с кем-то в ресторан. Кто-то строит дачу и спрашивает, нет ли у тебя тюка шерсти или унитаза. А вдруг есть? Такое случается. Все эти новые и развивающиеся рынки в определенном смысле одинаковые. Мы не можем заявлять, что они должны быть другими. Не должны. Тебе или нравится, или нет. Если нет, то проваливай.

Поделиться
Комментарии