"Что будет, если однажды на улицах не известно откуда появятся триколоры, которые будут не сине-черно-белыми, а люди в мундирах без отличительных знаков захватят здания местных самоуправлений, чтобы народ смог объявить об автономии", - размышляет он.

Он отмечает, что это может быть всего лишь пугающей фантазией, но о таком сценарии размышляли многие, как на той, так и на этой стороне границы. "И что же в таком случае станет ключевым моментом? Мне кажется, что ключ - в кармане наших местных русских. Чего они хотят? Насколько они довольны своей жизнью, может ли у них возникнуть чувство, что жизнь можно с помощью пары движений сделать значительно лучше?" - пишет он, и добавляет, что разные ключи могут в карманы в том числе и подсовывать.

Для иллюстрации ситуации Саутер приводит пример, часто встречающийся в жизни: когда подросток хочет убежать из дома, так как ему не дают конфет, не разрешают пить и курить, то родитель может отойти от своих требований. "В данном случае, однако, следует учитывать вероятность того, что желания ребенка будут только расти, а возможности родителя исправить ситуацию - уменьшаться. "Я не знаю, хорошая ли это аналогия, но иногда кажется, что с русским контингентом в Эстонии в некотором роде похожая история - у них нет ясности в вопросе того, чего они хотят, как хотят жить. В СМИ неоднократно обращали внимание на тот факт, что если смириться с тем, что русский молодой человек и не должен говорить по-эстонски (ни одного заявления, из которого следовало бы, что русская молодежь не должна владеть эстонским языком, автор не приводит - прим. ред.), то это станет медвежьей услугой. Так как вскоре они окажутся в сложной ситуации на рынке труда, да и вообще в изоляции, и все мы все же не будем счастливы или довольны", - пишет Саутер.

"Это задача как для самих русских, так и для нас - что делать, чтобы всем в Эстонии жилось хорошо. И простых решений нет. Может быть, частью решения стало бы то, если бы было понятно, что ладно, может быть жизнь и не сверхпрекрасна, но на самом деле она все же лучше, чем во многих других местах. Обычно понимание того, что хорошо и плохо, доходит лишь тогда, когда человек может разок попробовать, как это, быть в другом месте", - отмечает Саутер и задается вопросом, как представить русским настоящую жизнь в России, которая не всегда совпадает с красотой российских телепередач.

По словам Саутера, он не слишком переживает в этой связи о Нарве, так как прямо за границей расположен угрюмый Ивангород, там можно купить водку, бензин и сигареты дешевле, но видно, что местным жителям это покупать настолько же сложно, насколько жителю Нарвы за свои евро в Эстонии. "И хотя президент Владимир Путин зовет соплеменников домой, желающих поехать не особо видно", - пишет Саутер.

"Так что единственная мысль, внедрения которой в головы следовало бы бояться, - это совет: почему вы не хотите автономии? И тут я задумываюсь. Что было бы, если бы мы сами попытались продумать, как эту автономию можно было бы дать. Реакционная мысль? Я не знаю. Задумайтесь, например, о Северной Ирландии или Каталонии. Насколько длительны такие сложные противостояния и трения", - пишет он и предлагает, что на всякий случаи у Эстонии мог бы иметься план, как в случае крайней необходимости дать возможность автономии, которая была бы приемлема и для эстонцев.

"А до тех пор, пока в голове крутятся мысли, рекомендую эстонцам хоть раз 9 мая побывать у Бронзового солдата и осознать, что там происходит. Если раньше мой хороший знакомый говорил, что местные русские разрозненны и их объединить невозможно, то у Бронзового солдата возникает чувство, действительно ли это так. Однажды какое-нибудь происшествие может их объединить. Тогда было бы хорошо, если бы эта сила была с нами, а не против нас", - заключает Саутер.

Поделиться
Комментарии