Бумага, составленная чиновниками службы гражданства и миграции, полна цифр и статей, для понимания которых надо быть "кандидатом юридических наук". Так еженедельнику Eesti Ekspress сказала "уважаемая госпожа Бруева", которой письмо адресовано. В нем содержится и констатация — у одного члена семьи Бруевых нет права на эстонское гражданство

Речь идет о дочери Ирины Бруевой — ученице 7 класса Ахтмеской гимназии Кристине. В мае прошлого года Ирина отправилась продлевать эстонский паспорт дочери и представила чиновнику бюро обслуживания в Йыхви паспорт РФ как еще один документ, удостоверяющий личность дочери. Российское гражданство Кристина получила в 2009 году, когда ее отец решил стать гражданином России. Российский консул, будто между прочим, посоветовал тогда отцу взять российское гражданство и для дочери. "Удобно ездить в Россию без визы или позже отправиться на учебу" — этот аргумент показался семье достаточно убедительным.

Четыре года Кристина спокойно жила с гражданством двух государств, это никому не мешало. Однако, когда выданный на имя Кристины российский паспорт увидел чиновник Департамента полиции и погранохраны, реакция последовала мгновенно.

Чиновник сообщил, что, поскольку в Эстонии двойное гражданство запрещено, они обязаны лишить Кристину эстонского гражданства. Ирина лишилась дара речи. Она даже не слышала,  что  двойное гражданство в Эстонии запрещено. Мать заинтересовало также, как можно у кого-то отобрать гражданство по рождению? Чиновник согласился — действительно, нельзя. Однако заявил: Кристина получила гражданство Эстонии по постановлению правительства номер 244 — k, то есть в порядке натурализации, а совсем не по рождению, как думали Бруевы.  По Конституции Эстонии никого нельзя лишить т.н. правопреемного гражданства, но данное по натурализации можно отобрать сразу, как только выяснится, что человек является гражданином еще какого-то государства.

”Но мы хотели отказаться не от эстонского, а от российского гражданства", — пояснила Ирина. Она связалась с российским посольством и узнала, что законы России не позволяют детям до 18 лет отказываться от гражданства РФ. Так Департамент полиции и погранохраны, соблюдая букву закона, и начал производство по лишению ребенка гражданства ЭР, дав Кристине эстонский паспорт, который действителен до конца июня этого года.

”А в чем виноват ребенок?" — вопрошает мать. Она выложила на стол дипломы и благодарственные письма Кристины — за хорошую успеваемость, за отличное владение эстонским языком. По иронии  судьбы в минувшем году девочка получила похвальную грамоту "за успехи и достижения в школе" в  связи с 95-летием Эстонской Республики. Шестой класс Кристина окончила с похвальной грамотой, на одни пятерки, причем большинство предметов изучала на  эстонском языке.  ”Она в нашей семье единственная, кто знает эстонский", — отметила Ирина.

Закон помочь не смог, и Бруевы пошли на прием к Евгению Осиновскому, избранному в Рийгикогу от Ида-Вирумаа. Депутат в свою очередь обратился к канцлеру права Индреку Тедеру. Тот посчитал, что случай Кристины может противоречить основному положению Конвенции ООН о правах ребенка — в государственном делопроизводстве на первый план надо ставить именно интересы детей, а не государства или родителя. 

”Отец взял ребенку второе гражданство, и теперь из-за действий отца страдает дочь, ребенок ведь ни в чем не виноват,  — прокомментировал Осиновский. — Было бы по-человечески и разумно, чтобы ребенка не доставали такими вещами".

На следующей неделе на обсуждение в парламент поступит представленный Осиновским законопроект об изменении Закона о гражданстве. Это изменение позволило бы человеку сохранять эстонское гражданство, пока отказ от гражданства другого государства по не зависящим от него причинам невозможен или несоизмеримо труден.

Это решило бы и вопрос Кристины. А вообще — почему ребенок до совершеннолетия не мог бы являться подданным двух государств? Руководитель службы гражданства и миграции Департамента полиции и погранохраны Койду Месилане пояснила, что они ждут не дождутся изменения Закона о гражданстве. "Поэтому мы и отложили производство по делу Кристины", — заметила Месилане.

Но что произойдет, если предложение Осиновского не пройдет? Тогда Кристина превратится на собственной родине, где родилась, в иностранку и должна будет ходатайствовать о виде на жительство.

Поделиться
Комментарии