В прошлом году судебные исполнители получили 40 000 новых дел, закрыть удалось всего лишь 26 000, при этом к концу года число незавершенных исполнительных производств достигло 190 000 дел. И их количество растет, пишет Eesti Päevaleht.

Две недели назад газета писала о молодом человеке, который в результате избиения стал инвалидом. Несмотря на то, что потерпевшему удалось в судебном порядке обязать двух преступников выплатить ему компенсацию, денег он так и не увидел. Общая статистика исполнительных производств скорее показывает, что это не исключение, а укрепившаяся тенденция: судебные исполнители получают от должников лишь незначительную часть средств.

Издание писало и о других случаях пробуксовки судебной системы, к примеру, решения суда о выплате алиментов фактически просто не выполняются — разрешения ждут 12 000 случаев на общую сумму в 11 041 240 евро. Один из жителей Эстонии счел подобную ситуацию нарушением прав человека и обратился в ЕСПЧ, европейский суд принял дело к рассмотрению.

Исполнительное производство сталкивается с тремя распространенными проблемами. Во-первых, должников, сбежавших за рубеж, фактически нельзя призвать к ответственности. Министерство юстиции не сумело объяснить, какие конкретные шаги предпринимает государство, чтобы обязать должников рассчитаться. Во-вторых, судебные исполнители завалены работой и физически они не способны обработать такое количество дел. В третьих, государство должно объяснить, что оно пыталось предпринять в отношении тех должников, которые скрывают свои доходы — ведь это отдельное преступление, которым также необходимо заниматься.

Ответа нет

Предоставив статистику, газета попросила министра юстиции Ханно Певкура прокомментировать ситуацию. Министр сосредоточился только на вопросе алиментов — на прошлой неделе он организовал круглый стол, на котором обсуждались возможные меры, которые могут помочь справиться с должниками (мероприятия было организовано после одной из газетных статей).

”К примеру, предлагали обеспечить истцов бесплатной правовой помощью, которая поможет взыскать долги, — говорил Певкур. Также рассматривается и такой метод, когда у должников по алиментам будут отбирать некоторые права (водительские права, разрешение на ношение оружие, лицензия на рыбалку и так далее).

”Судебные исполнители предложили упростить доступ к банковской распечатке и предоставить им право доступа к фотографии с ИД-карты или паспорта. В будущем судебные исполнители, возможно, получат доступ к создаваемому Налогово-таможенным департаментом так называемому регистру рабочих, где они смогут получать более качественные сведения о реальном месте работы должника”, — добавил министр.

Что касается общих проблем исполнительного производства, последние министры юстиции предпочитали отрицать ответственность государства.

Не смотря на три запроса, конституционная комиссия Рийгикогу не предоставила изданию Eesti Päevaleht коллективной оценки ситуации. Член комиссии реформист Рейн Ланг, который долгое время и сам был министром юстиции, отказался комментировать вопросы с ”таким журналистским подтекстом”.

Поделиться
Комментарии