”То есть казалось, что Аэг делает из КаПо не классическую спецслужбу, а классическую политическую контрразведку в самом худшем сценарии, — поясняет он. — Какой была, допустим, польская дефензива в 30-е годы. Аэг именно так выстраивал свою политику, по крайней мере так мы в России понимали его действия. Синисалу более функциональный, он более западный, не такая у него эстонская ментальность. Он более, я бы сказал даже, образованный человек, не такой зашоренный. Он все-таки старается сделать спецслужбу более европейской, что ли, отказывается от лобовых атак, топорных информационных акций, как в свое время КГБ работал. Синисалу более европеизированный руководитель, чем был Аэг”.

По словам Коротченко, Аэг, может, в чем-то повторял гендиректора КаПо Юри Пихла, ”который претендовал на роль эстонского Гувера — человека, который держал в своих руках огромное количество материала . Но, в отличие от Гувера, он не смог оказать такого влияния и сейчас сошел на нет. Но у Пихла были большие политические амбиции и драйв. Аэг что-то подобное пытался сделать, но более топорными методами, чем Пихл, который был, считаю, все-таки интеллектуалом, обладал кругозором. Он любил риск, лично пытался вербовать, за женщинами ухаживал красиво и широко”.

Несмотря на то, что российский эксперт достаточно комплиментарен по отношению к нынешнему главе КаПо Арнольда Синисалу, по его оценке, для превращения эстонской полиция безопасности в сильную современную структуру необходим сильный парламентский надзор. ”Такое чувство, что в Эстонии надзор поверхностный, — рассуждает Коротченко. — Я считаю, что контроль над эстонскими спецслужбами должен быть такой же эффективный, как, например, в Швеции. Там спецслужбы зависят от того, что скажет и подумает парламент. В Эстонии же, во всяком случае при Райво Аэге, контрразведка как бы окуклилась, стала самостоятельным субъектом политики. А она не должна быть инструментом политики, она должна быть инструментом безопасности”.

Почему Коротченко интересуют эстонские спецслужбы

Свой интерес к спецслужбам Эстонии и их руководителям Игорь Коротченко объясняет тем, что Эстония — соседняя страна и что он сам из Риги. Правда, не скрывает, что с недавних пор есть еще один момент. 6 мая прошлого года Коротченко прибыл в Таллинн на встречу в Международном медиаклубе "Импрессум", где должен был порассуждать на тему, хотят ли русские войны. Но за пределы аэропорта россиянина не выпустили.

"Упомянутое лицо погранохрана не впустила в Эстонию, так как выданная ему Шенгенская виза была признана недействительной. Эту визу признал недействительной Департамент полиции безопасности, поскольку было основание считать, что предполагаемая цель путешествия иностранца не соответствует его истинной цели", — заявила тогда Delfi пресс-секретарь Департамента полиции и погранохраны Туули Аннама.

Руководство полиции безопасности

• 1991—1993 директор полиции безопасности Юри Пихл
• 1993—2003 генеральный директор Департамента полиции безопасности Юри Пихл
• 2003—2008 генеральный директор Департамента полиции безопасности Альдис Алус
• 2008 — 2013 генеральный директор Департамента полиции безопасности Райво Аэг
• 2013 — до сего дня генеральный директор Департамента полиции безопасности Арнольд Синисалу

Какое впечатление оставил у вас этот материал?

Позитивно
Удивительно
Информативно
Безразлично
Печально
Возмутительно
Поделиться
Комментарии