Ансип — о расследовании темных партийных дел: у нас сейчас закон применяется выборочно
Премьер-министр Эстонии Андрус Ансип уверен, что сейчас у нас закон применяет выборочно: ”В случае одной партии были основания для возбуждения уголовного дела, а в случае другой — даже комментариев не было. В случае с третьей партией даже беглого взгляда оказывается достаточно, чтобы сказать, что у дела истек срок давности”.
Из-за плотного графика премьера интервью с Eesti Päevaleht все время переносилось. В итоге встреча состоялась в четверг во второй половине дня. Напомним, что в тот же день вышел еженедельник Eesti Ekspress, где экс-центрист Тармо Лаузинг рассказывал о схемах теневого финансирования Центристской партии. Прокуратура сразу же заявила, что расследовать дело нет смысла, так как если даже преступление и было совершено, то срок его давности давно истек (Лаузинг говорил о ”черных” пожертвованиях партии в 2005 году).
Прокуратуру обвиняют в избирательности в расследовании партийных скандалов. Например, дело с ”черными” пожертвованиями Партии реформ расследовали рьяно, но безрезультатно. Потом многочисленные вопросы к слишком дешевой телевизионной рекламе соцдемов. А теперь вот новый скандал вокруг центристов. Более того, в субботу Eesti Päevaleht написала, что случаи ”теневого” финансирования партии могли иметь место и в последние пять лет.
”Меня действительно поражает, с какой скоростью прокуратура пришла к выводу, что у дела Центристской партии истек срок давности. Теперь же в Eesti Päevaleht написали, что вероятные незаконные действия совершались и в последние пять лет. Это означает, что риторику об истечении срока давности для оправдания не ведения расследования использовать уже неприемлемо. Симптоматично то, что воровство бывшего генсека соцдемов и одновременное с ним крупное пожертвование партии или обман с предвыборной рекламой в размере 80 000 евро, вообще оставляют без комментариев. Ни истечения срока давности, ни других объяснений — просто не расследуют!” — прокомментировал Ансип в субботу, уже после основного интервью.
Он не может согласиться с тем, что ничего в этих случаях не предпринимается, и говорит, что, видимо, законы сейчас позволяют такой выборочности существовать. ”У нас действует принцип абсолютного производства по делу, но в какой степени это используется и как трактуется, это решает прокуратура. Я не вижу выборочности, я вижу непропорциональность. Но эта проблема — проблема не только Эстонии, но она существует в большинстве стран Центральной и Восточной Европы”, — уверен Ансип.
”В развитии своего государства мы достигли той стадии, когда простые черно-белые трактовки, которые помогали нам в последние 20 лет, уже не могут хорошо работать. Есть необходимость во многих случаях учитывать в большей степени и пропорциональность. И нет оснований предъявлять претензии только к прокуратуре, но также к себе, то есть правительству и законодателю, которые позволили в Эстонии сложиться такой выборочности, с которой мы сейчас столкнулись”, — ответил премьер.
”Я утверждаю, что у нас сейчас закон применяется выборочно. В случае одной партии были основания для возбуждения уголовного дела, а в случае другой — даже комментариев не было. В случае с третьей партией даже беглого взгляда оказывается достаточно, чтобы сказать, что у дела истек срок давности”, — рассуждает Ансип.