Этим летом в самоуправления Нарва-Йыэсуу и Нарвы поступили два письма, в которых инвалид-колясочник Виктор Карленко напоминает властям городов-соседей об их обязанностях, а именно том, что они должны делать все возможное, чтобы все люди, неважно — здоровые и или инвалиды, не испытывали сложностей в передвижении, пишет "Виру Проспект".

В последнее время принято политкорректно говорить: ”люди с ограниченными физически возможностями”, но Виктор Карленко по-старинке применяет в данном значении слово ”инвалиды”, что делает его уместным и в данной статье.

”В 2008 году президент Эстонии Ильвес подписал конвенцию ООН о правах инвалидов, которая в 2012 году была ратифицирована парламентом. В числе прочего в конвенции говорится об обеспечении прав инвалидов на свободу передвижения. К сожалению, на практике свобода передвижения инвалидов обеспечивается крайне плохо, зачастую — только на словах”, — говорит Виктор Карленко.

В своем письме в мэрию Нарва-Йыэсуу господин Карленко сетовал на то, что променад в приморском городе, построенный в этом году на европейские деньги, получился непроходимым для людей на колясках. Ступеньки прекрасной деревянной дорожки, построенной вдоль моря, не позволяют проехать по ней. ”Да, и речь не только об инвалидах. Те же мамочки с колясками просто не могут прогуляться по этой дорожке вдоль пляжа. Когда я говорил чиновникам, что нужно заменить ступеньки на пологие спуски, мне ответили, что так как променад построен на европейские деньги, то его проект менять нельзя. Мол, если в него внести изменения, то фонд может потребовать деньги назад”, — сетует Карленко, отмечая, что это не единственный пример того, когда о людях на колясках власти банально не вспомнили. Мы прогулялись с Виктором по двору Нарвского замка. Без моей помощи, он, наверное, смог бы там оказаться, но въезжая в ворота сильно рисковал бы упасть.

”Это еще я — человек коммуникабельный. Могу попросить о помощи. Но ведь многие люди в такой же ситуации просто развернуться и уедут, не посмотрев на главную достопримечательность Нарвы”, — говорит Виктор.

За воротами замка трудности для инвалидов не заканчиваются. Более менее комфортно мой собеседник чувствует себя при езде по газону — по всем дорожкам, умощенным булыжником или бутовым камнем, ехать на коляске тяжело и опасно.

”Я думаю, исторический вид не сильно бы пострадал, если бы на всех дорожках была бы зона, в две плитки шириной, для инвалидов, для детских колясок”, — уверен Карленко, который при всем желании без посторонней помощи не может выехать на площадку перед входом в замок Германа, откуда открывается вид на Ивангородскую крепость — ступеньки не пускают.

Виктор с большим интересом распрашивает меня, что сейчас находится в самой башне. Для него стало неприятным сюрпризом то, что постоянная историческая экспозиция стала куда как более скромной, чем была при советской власти. Наш герой уже 25 лет прикован к инвалидной коляске, на протяжении которых он разве что может вспоминать о том, что видел в нарвском музее — возможности осмотреть башню со всем ее содержимым у инвалидов нет — лифт отсутствует и вряд ли, прямо скажем, когда-нибудь появится. ”Радует то, что в лютеранском Александровском соборе есть и лифт, и инватуалет, и очень жаль, что нарвские православные храмы для инвалидов менее приспособлены. Нельзя сказать, что тот же пандус может повредить внешнему виду церкви — в том же храме монастыря Куремяэ пандус есть, -рассуждает Виктор Карленко. — Надеюсь, что в строящейся на улице Мыйза православной церкви он появится”. По словам Виктора, создается впечатление, что в большом количестве случаев об инвалидах просто забывают, а когда делают все-таки что-то для них, то нередко подходят формально, выполняя требование закона, не более того.

”Здоровые люди наверняка этого не замечают, но во многих магазинчиках в Нарве есть пандусы, а внутри есть ступеньки”, — рассказывает Карленко.

В своем письме в Нарвское городское собрание, адресованном на имя его председателя — Александрап Ефимова, и подписанным несколькими десятками нарвитян, в том числе руководителями общественных организаций, объединяющих инвалидов, горожанин указывает на многие проблемы, делает многие пожелания, выражая надежду на то, что власть повернется лицом к тем, для кого свобода передвижения — актуальная проблема. Виктор призывает руководство города привлекать инвалидов к обсуждению строительных проектов, чтобы их интересы были учтены.

”Больше общайтесь и спрашивайте совет у горожан и гостей Нарвы. Многие спорные вопросы будут решены. Просим серьезно отнестись к нашим претензиям по претворению в жизнь строительных проектов по облагораживанию береговой зоны Наровы, призамковой территории, парков отдыха и других объектов”, — пишет Карленко, вспоминая, что однажды руководство города отнеслось к его деловому предложению несерьезно.

”У меня была идея посадить нарвских чиновников и депутатов на инвалидные коляски, чтобы они проехали со мной по городу и воочию убедились, как сложно человеку в коляске передвигаться по Нарве. К сожалению, наши власти отнеслись к этой затее как к шутке. Но надеюсь, однажды руководители Нарвы все-таки поучаствуют в таком полезном эксперименте и лучше начнут понимать наши проблемы”, — отмечает Виктор Карленко.

До выборов в Нарвское городское собрание осталось менее трех месяцев — они состоятся 20 октября. У Виктора есть идея предложить двум главным конкурентам избирательной гонки — Центристской и Социал-Демократическим партиям заключить соглашение с сообществом инвалидов Нарвы, согласно которому политическим силам была бы обещана поддержка на выборах в обмен на обязательство сделать заботу о людях с ограниченными физическими возможностями одним из приоритетных направлений работы, зафиксировав подробно взаимные обязательства.

Председателю Нарвского округа Центристской партии идея такого договора кажется вполне приемлемой. Более того, он допускает, что такой договор профильные организации могли бы заключить и с центристами, и с соцдемами одновременно.

”В Нарве мы конкуренты, но идеология Центристской партии довольно-таки близка идеологии Социал-Демократической партии. Можно уверенно сказать, что из всех больших эстонских партий только центристы и соцдемы считают заботу о самых незащищенных членах общества наиважнейшим делом”, — говорит Тамм.

Поделиться
Комментарии