Побег из кредитной ловушки: почему надо ограничивать экспресс-кредиты
Особое беспокойство вызывает тот факт, что, согласно недавно проведенному Госканцелярией исследованию, среди пользователей экспресс-кредитов растет число молодых людей от 18 до 26 лет, которые тем самым организовывают себе серьезные проблемы уже на столь раннем этапе жизни.
В конце мая парламент одобрил поправки в законодательство, направленные на то, чтобы сделать процесс подобного кредитования более ответственным. Обязанность потребителя кредита — быть внимательным и оповещать кредитное учреждение о своем реальном материальном положении и платежеспособности — никуда не исчезнет, но выдающие кредиты фирмы теперь должны будут основательнее проверять эту информацию и всесторонне информировать о возможных последствиях.
Кроме того, введены ограничения на рекламу: лозунги типа ”Справка о доходах не требуется”, ”Банк ничего не узнает” и ”Решение по кредиту — за пять минут” должны исчезнуть.
Однако этого недостаточно. Очень поучительным для нас является аналогичный опыт северных соседей: в Финляндии серьезную борьбу с экспресс-кредитами начали в 2010 году, когда в законодательном порядке заставили кредитные учреждения четче обозначать и озвучивать процентные ставки, устанавливать личность людей, берущих кредиты, а также запретили выдавать кредиты по ночам.
Переломным такой подход не стал, и в итоге с июля этого года финский парламент вводит конкретные ограничения: годовая процентная ставка на любые кредиты до 2000 евро не может более чем на 50% превышать среднюю ставку по ”обычным” кредитам. А ставка, что в Финляндии, что у нас, до сих пор составляла сотни, а порой и тысячи процентов.
Финский подход возымел действие — ряд фирм, занимавшихся быстрыми кредитами, уже заявили, что сворачивают лавочку, поскольку с такими ограничениями делать легкие деньги станет намного сложнее. Эстония же пока топчется на том месте, где Финляндия была в 2010 году: правые партии, находящиеся у власти, пытаются решать проблему полумерами, которые, вероятно, прибавят кредитным фирмам головной боли, но вряд ли смогут защитить потребителей от грабительских процентов.
Поэтому, согласно нашему законопроекту, процентная ставка не должна более чем втрое превышать публикуемую Банком Эстонии среднюю ставку затратности потребительских кредитов, выдаваемых частным лицам. По состоянию на апрель такая ставка составляла 32,5% в год. Кроме того, наш законопроект запрещает выдавать кредиты наличными — все расчеты должны вестись путем перевода со счета на счет.
Осенью мы увидим, удастся ли убедить коалиционные партии в том, что полумерами данную проблему не решить. Кстати, так же защищают своих граждан от ”быстрых кредитов” еще и Швеция, и Германия, и Латвия.
И нельзя забывать еще об одном существующем риске: финские фирмы-ростовщики, получив отпор со стороны собственного государства, легко могут попытаться перебраться на эстонский рынок, если здесь не будет аналогичных ограничений. Поэтому чем быстрее Эстония такие ограничения введет, тем эффективнее она защитит своих граждан.