Судья верховного суда ЭССР Сеппик в 1980-х годах участвовал не в одном политическом судебном процессе. В 1985 году он приговорил к реальному сроку заключения четырех молодых людей, которые были настроены против советской власти. Двоим осужденным было по 16 лет.

Молодых людей осудили за поджог монумента попытке коммунистического переворота в 1924 году, рисование фашистских символов на домах, улицах и заборах Таллинна. В 1995 году решением государственного суда молодые люди были реабилитированы.

В 1985 году под руководством Айна Сеппика верховный суд ЭССР приговорил 17-летнего Лео Куннаса к году лишения свободы — он хотел сбежать в Румынию, а оттуда двинуться на Запад. Позже Куннас стал военным и писателем.

В 2002 году Сеппик стал министром внутренних дел коалиционного правительства центристов и реформистов. Год спустя стало известно о его роли в политических процессах. Тогдашний премьер-министр Сийм Каллас принудил Сеппика покинуть должность, его кресло занял бывший центрист Тоомас Варек. В письме Каллас попросил бывшего судью суда ЭССР покинуть кресло министра.

"Уважаемый Айн!

Я неоднократно говорил как Тебе, так и общественности, что высоко оцениваю наше сотрудничество в правительстве. Без сомнений, Ты был одним из сильнейших министров правительства. Тебя отличает взвешенность, эффективность и корректность. Ко всему прочему, с тобой приятно общаться. Поэтому мне жаль, что предъявленные Тебе в последнее время обвинения создали сложную и неприятную обстановку, на которую мы вынуждены отреагировать. Я очень долго думал о сложившейся обстановке и пришел к следующим заключениям.

Давай посмотрим на нашу историю и ее связь с сегодняшним днем. Без сомнений, советское время — злое время в жизни эстонского народа. Особенно злым был карательный аппарат советской системы. Методы следствия и обвинения карательного аппарата были злыми и неприемлемыми для сегодняшнего дня, они были невероятными для молодого народа. Наказания за пустые преступления с политическим подтекстом были несоразмерно жестокими.

Сегодня трудно найти оправдание действиям карательного аппарата. Думаю, что в первые годы после восстановления независимости общественное мнение было снисходительным, но чем дальше от советского прошлого, то общественности, которая привыкла уже к другому пониманию справедливости, все труднее понять участие отдельных лиц в работе карательного аппарата.

Политик — это персона общественной жизни, который обязан ощущать ожидания общественности и, опираясь на них, формировать решения, действовать. В данной ситуации думаю, что Тебе лучше покинуть кресло министра, это лучше для Тебя самого. Вдобавок рискну посоветовать Тебе еще две вещи: во-первых, обратись в административный суд, чтобы он дал оценку твоей присяге, во-вторых, вырази сожаление о том, что произошло перед теми, кто получил приговор. В этом случае Ты бы смог пойти на выборы и дать право окончательного решения избирателю. Склоняюсь к тому, что у нас у вас было достаточно времени для того, чтобы осмыслить происходившее.

Жду Твоего ответа. Желаю разрешить ситуацию в течение сегодняшнего дня, понедельника.

Достопочтенная Центристская партия! Уважаемый партнер по коалиции!

Наша коалиция работала хорошо. В правительстве царила деловая, рабочая атмосфера. Мы нашли компетентные решения многим тяжелым проблемам. Значительный вклад в работу правительства внес министр внутренних дел Айн Сеппик. Однако обстоятельства сложились таким образом, что происходящие вокруг него события угрожают парализовать работу всего правительства. Я ясно вижу, что в ближайший месяц нам не придется распространять и защищать положительные идеи, идущие от самого сердца, а оправдывать человека, работавшего на советскую власть и его карательный аппарат. Прошу уважаемого партнера по коалиции серьезно взвесить сложившуюся обстановку. В части письма с обращением к Айну Сеппику я уже сделал свое предложение.

Понимаю, что делая такое предложение я рискую правительственным кризисом и кризисом в нескольких местных самоуправлениях. Однако этот риск меньший, его действие не столь продолжительно, нежели если в длительной перспективе нам нужно было бы признаваться в преемственности советской системы.

Как для обоих коалиционных партий, так и для самого министра, лучшим решением была бы добровольная отставка Айна Сеппика. Естественно, нужно будет сделать все, чтобы избежать кризиса правительства, что, вне всяких сомнений, было бы для Эстонской Республики нежелательно.

С уважением,
Сийм Каллас"

Поделиться
Комментарии