Министерство хотело получить руководство по оценке детского благополучия. Проект был реализован НКО Laste ja Perede Nõuandekeskus, на счет организации было переведено 25 000 евро. По словам озадаченных ученых Тартуского университета, руководство полно ошибок и неверных интерпретаций. Часть работы вовсе скопирована, причем ученых об этом в известность не поставили, пишет Eesti Päevaleht.

В некоторых случаях тесты были описаны недостаточно, шкалы и определения перепутаны, а в целом весь материал составлен бессистемно.

Министерство не объявляло открытый конкурс на составление руководства, чтобы найти потенциально лучшего составителя. Работа не подвергалась экспертной критике.

Фирма одного человека

В качестве исполнителя заказа была выбрана НКО Laste ja Perede Nõuandekeskus. У организации единственный член правления — Марика Ратник, которая, согласно годовому отчету, также является единственным постоянным работником. Несмотря на это, в течение года НКО участвовало в значительном количестве проектов, финансированных за счет государственных денег. В прошлом году Laste ja Perede Nõuandekeskus получил 135 487 евро субсидий и пожертвований.

Главным партнером НКО является Министерство социальных дел. Также вырисовывается определенный стиль сотрудничества между организацией и министерством — исполнитель проектов выбирается без объявления открытого конкурса, а суммы проектов значительные.

И в этот раз Ратник получила государственную поддержку на разработку руководства под названием ”Инструменты оценки детского благополучия для соцработника, работающего в области защиты детей”. Готовые материалы были распространены между между социальными работниками по всей республике, а также выданы судьям, которые сталкиваются с вопросами, касающимися детей. Руководство должно было стать методической базой для измерения как экономического, так и душевного и социального благополучия детей.

Существенная часть работы посвящена инструментам, разработанными психологами Тартуского университета. Ученые о заказе министерства ничего не знали, также как и не знали о том, с какой целью будут использованы их работы. Ученые были неприятно удивлены, когда ознакомились с материалами благодаря газете Eesti Päevaleht.

Работы ученых из Тарту перепутаны, собраны воедино безо всякой логики, ошибочным оказалось даже руководство по расшифровыванию результатов вполне конкретного теста. Таким образом, руководство в целом может завести социальных работников в заблуждение.

К примеру, в материале использована известная психологам шкала Розенбрега — тест, при помощи которого измеряется благополучие человека. Тест был адаптирован для реалий Эстонии ученой Тартуского университета Хелле Пулльманн. Она утверждает, что описание применения теста не выдерживает никакой критики: ”Описание имеет недостатки как по форме, так по содержанию, процесс проведения теста и интерпретации результатов также описан плохо”.

К примеру, в ”детской” версии теста использована неверная шкала и определения. По словам Пулльманн, подобные вещи недопустимы.

Ограниченная коммуникация

Ратник связывалась с Пулльманн лишь однажды, попросив использовать материал в своей работе. Ученая дала разрешение. Готовое руководство руководитель НКО с автором не согласовала, несмотря на то, что это элементарный и необходимый шаг в мире науки.

”В дополнение ко всем проблемам, самым серьезным недостатком работы является отсутствие руководства оценки и интерпретации результатов теста, особенно учитывая, что материал имеет прикладное значение”, — подчеркнула профессор Эстонской академии наук Ану Реало.

”В материале нет ни единого упоминания о том, как можно обобщить полученные разными путями компоненты измерений детского благополучия. Также нет объяснения что они представляют из себя в отдельности, а также как все это можно использовать для улучшения благополучия ребенка”, — добавила она.

Ученые указали и на тот факт, что в работе упомянута шкала депрессивности Бека, которая защищена авторскими правами — ее использование строго ограничено. В дополнение, применение этого метода требует специальной квалификации. Выяснилось, что вопрос соблюдения авторских прав со стороны НКО остался нерешенным.

Плагиат и воровство

Исполнительный директор издательства Medicina Кайа Уска со своей стороны отметила, что использование в руководстве перевода книги ”Наркология” не был согласован. ”Подтверждаю, что перевод книги был использован без разрешения. Текст сворован, авторский гонорар не уплачен. Наше издательство выплачивает авторский гонорар в размере 8% от розничной цены книги. Во всяком случае, в руководстве могла бы быть хотя бы ссылка на книгу”, — пожаловалась директор.

Услышав мнение ученых, Марика Ратник раскаялась и признала свои ошибки. ”Я правда не заметила своих ошибок — моя вина. Мы сняли материал, то же самое я попросила сделать и министерство”, — отвечала руководитель НКО.

Она добавила, что ее организация занимается защитой детей на проектной основе с 2008 года. По ее словам, она всегда привлекала к работе НКО различных специалистов. ”Мы всегда старались сделать простое руководство с учетом пожеланий учреждений, занимающихся защитой детей”. Ратник пообещала исправить руководство в сотрудничестве с учеными Тартуского университета.

Касательно использованной шкалы Бека, она доверилась одному из психологов таллиннской больницы, чье имя не назвала. ”Согласна исключить этот тест из материала”, — добавила она.

Книгу издательства Medicina Ратник никогда не читала: ”Этот материал я получила в свое время от одного из преподавателей. Естественно, я могу исключить одну таблицу из руководства, я готова объяснится с издательством”.

У Марики Ратник степень магистра в науках о здоровье.

Министерство доверяет, но не проверяет

Министерство социальных дел не ответило на главный вопрос газеты Eesti Päevaleht — почему не был организован открытый конкурс. Вместо этого оно пояснило, что прежнее руководство, составленное в сотрудничестве с учеными Тартуского университета, социальные работники оценили как слишком теоретическое и непрактичное.

”Поэтому в 2012 году мы заказали руководство у MTÜ Perede ja Laste Nõuandekeskusel”, — отвечал пресс-секретарь министерства Армо Васк, не объяснив, на каких основаниях было выбрано именно это НКО.

”Министерство доверяет своим партнерам, оно ожидает от них достойного поведения в рамках закона. Если нарушения будут обнаружены, то мы можем применить правовые санкции”, — продолжал Васк.

Профессор Ану Реало не понимает, почему министерство не организовало открытый конкурс или не заказало написание руководства у крупнейших институтов страны. ”Моя оценка — в некоторых случаях использование этого руководства может принести не пользу, а вред”.

”Учитывая деликатность и важность рассматриваемой темы, министерство должно было как минимум проверить качество материала. В случае если их компетенции для этого недостаточно, то перед распространением руководства нужно было заказать экспертную оценку”, — подытожила профессор.

Поделиться
Комментарии