Эстонский бизнесмен продал нефтеналивной терминал ”без состава преступления” по цене квартиры
Бизнесмен из Эстонии Олег Иванов продал нефтеналивной терминал, контроль над которым получил благодаря использованию фальшивых документов. Следователь Следственного комитета констатировал фальсификации, но не нашел в действиях бизнесмена состава преступления. По документам терминал рыночной стоимостью примерно в 360 миллионов рублей продан по цене трехкомнатной квартиры, пишет "Фонтанка.ру".
16 января 2013 года обладателем ООО ”Терминал Саперный” стала компания ”СканКомФорест” — из договора купли-продажи следует, что она приобрела 100% долей ”Терминала Саперный” за 10 500 000 рублей. Столько стоит более-менее приличная трехкомнатная квартира, расположенная не в самом престижном районе Петербурга.
Обществу ”Терминал Саперный” принадлежит собственно одноименный терминал — емкости для хранения темных и светлых нефтепродуктов, расположенные в Колпинском районе Петербурга на участке площадью примерно в 1.5 Га, имеющем собственные подъездные пути для железнодорожных цистерн. Единовременно терминал может принять до 10 000 тонн нефтепродуктов, его производительность составляет до 35 000 тонн нефтепродуктов в месяц.
Согласно данным проведенной оценки, рыночная стоимость терминала составляет 360 миллионов рублей. Если, конечно, не считать многочисленных обременений, которыми оброс этот бизнес в последнее время.
Продавцом ООО ”Терминал Саперный” стало ООО ”Группа компаний ”НТС” — непосредственно в сделке участвовал генеральный директор ”НТС” гражданин Эстонии Олег Иванов. В договоре указано, что господин Иванов действует на основании протокола заседания совета директоров компании от 8 сентября 2012 года. Инициированная правоохранительными органами экспертно-криминалистическая экспертиза установила: подписи на этом протоколе сфальсифицированы.
Протокол, которого не было
Конфликт между владельцами ”Группы компаний ”НТС” произошел в середине прошлого года. Основными сторонами в этом конфликте оказались уже известный нам Олег Иванов и бизнесмен Константин Панкратьев. Панкратьеву принадлежало 47.5% долей компании, Иванов действовал по доверенности от владелицы других 47.5% гражданки Эстонии Ольги Метте (их, говорят, что-то связывает — в Петербурге оба прописаны в одной квартире).
Мы не будем погружаться в подробности конфликта — они вряд ли могут заинтересовать читателей. Любопытными представляются некоторые официальные его проявления.
13-м сентября 2012 года датировано заявление в 29 отдел полиции Московского района, подписанное петербургским нотариусом Лилией Шеляковой. Вот некоторые цитаты из этого документа: ”Прошу привлечь к уголовной ответственности гражданина Иванова Олега, который … с двумя неизвестными мужчинами в помещении нотариальной конторы … похитил учредительные документы ООО ”Группа компаний ”НТС”, после чего скрылся… Данные документы имеют высокую материальную ценность, так как имущество ООО ”Группа компаний ”НТС” оценено в 360 000 000 … рублей…”
Господин Иванов заявил полицейским, будто является генеральным директором ”ГК ”НТС”, учредительные документы которой забрал у нотариуса, чтобы предохранить фирму от рейдерского захвата, об угрозе которого ему неожиданно стало известно. Участковый 29 отдела полиции майор Суслов поверил бизнесмену и не увидел в происшедшем состава преступления.
8 сентября 2012 года истек срок полномочий Олега Иванова в качестве генерального директора ”Группы компаний ”НТС”. 12 сентября совет директоров выбрал другого генерального директора — это произошло ровно за 1 день до инцидента в нотариальной конторе.
В дальнейшем господин Иванов успешно пользовался протоколом заседания совета директоров ”Группы компаний ”НТС”, датированным 8-м сентября 2012 года — якобы в тот день были продлены его директорские полномочия. Это тот самый протокол, чьи данные фигурируют в договоре купли-продажи терминала. В постановлении следователя Главного следственного управления СК РФ по Петербургу Александра Несвита об отказе в возбуждении в отношении Олега Иванова уголовного дела про данный протокол сказано: ”В рамках поверки проведены почерковедческие исследования … в ходе которых установлено, что подписи на протоколе … заседания совета директоров ООО ”ГК ”НТС” … от имени (перечислены фамилии членов совета директоров компании — ред.) выполнены не ими, а другими лицами…”
Без состава преступления
Оппонентам Олега Иванова — Константину Панкратьеву и его коллегам — в какой-то момент почти удалось переломить ситуацию: они назначили еще одного легального генерального директора ”Группы компаний ”НТС” и зарегистрировали соответствующее решение совета директоров в ЕГРЮЛ. Тогда в документообороте господина Иванова появился еще один протокол собрания совета директоров компании, датированный 25-м декабря 2012 года, в соответствии с которым он вновь избран гендиректором ”ГК ”НТС”.
В рамках доследственной проверки была проведена экспертно-криминалистическая экспертиза и этого документа, которая привела к тем же выводам: подписи на нем сфальсифицированы.
Следователь Александр Несвит констатировал, что многие регистрационные действия с ”ГК ”НТС” Олег Иванов производил с помощью этого документа, однако, состава преступления в этом следователь все равно не нашел. 21 марта 2013 года он вынес постановление об отказе в возбуждении в отношении господина Иванова уголовного дела.
Сам Олег Иванов на опросе в Следственном комитете ничего не скрывал: он сказал все, как было, только на сфальсифицированные документы ссылался как на настоящие. Свои действия он мотивировал необходимостью противодействия незаконным действиям оппонентов.
Таким образом, эстонский бизнесмен наглядно продемонстрировал: можно, пользуясь фальшивым документом, заявить о себе как о генеральном директоре предприятия и совершать с этим предприятием регистрационные действия. Можно отобрать у нотариуса полный пакет оригинальных учредительных документов предприятия, что вкупе с фальшивым директорством позволит выгодно продать его.
Предложение об интервью Олег Иванов, к сожалению, проигнорировал.