Сийм Каллас на русском языке рассказал, в каком направлении может развиваться транспорт в ЕС
17 марта комиссар по транспорту и вице-президент Европейской комиссии Сийм Каллас провел в Таллинне семинар на тему ”Транспортная политика ЕС” на русском языке: ”Кристина Оюланд попросила меня говорить на русском языке, я сделаю это с удовольствием”. Комиссар сразу же попросил прощения, если некоторые формулировки и термины прозвучат на английском языке, потому что он привык к нему как к рабочему.
Каллас сообщил, что согласно новому бюджету ЕС на 2014-2020 годы, транспортная отрасль получит в три раза больше ассигнований, чем прежде. Он отметил, что в целом на развитие транспорта требовали больше денег, но и достигнутый результат уже впечатляет. Комиссия наметила основные направления изменений, которые серьезно могут повлиять на привычную картину мира.
"70% товарооборота и перевозки пассажиров приходится на автомобильный транспорт", — сказал Каллас. По его словам, в ЕС планируется сдвинуть акцент в пользу железных дорог, поскольку автотранспорт представляет серьезную угрозу для экологии. И это несмотря на то, что в среднем европейский автомобиль потребляет 6 литров на 100 км, что лучше показателя США (9л/100км), отметил Каллас.
Также ведется работа в сфере авиаперевозок. Комиссар добавил, что 20% стоимости всех переправленных в мире грузов приходятся на авиатранспорт, область динамично развивается и поэтому ЕС должен иметь адекватный ответ современным вызовам. Он также считает, что фактически все виды транспорта, кроме автомобильного имеют глобальное значение, поэтому Евросоюз намерен реализовать перспективные проекты, в частности, в сотрудничестве с Россией.
В целом, транспортное сообщение Евросоюза, будь то железнодорожный или авиатранспорт, должно стремится к стандартизации и единению, уверн Каллас.
Железные дороги
Каллас пояснил, что организация железных дорог является архаичной — железнодорожные компании, как правило, национальные и действуют изолированно друг от друга: Европа должна стремиться к изменениям, которые сделают международные перевозки между странами-участницами более доступными. Образно говоря, чтобы можно было сесть на поезд в Эстонии, а выйти в Польше, причем без пересадок.
Каллас отметил, что железные дороги развиты неравноценно: Восточная Европа значительно уступает западной половине. Поэтому особую важность представляют такие перспективные проекты как Rail Baltica. На вопрос из зала ”А я до этого времени доживу?”, заданный пожилой женщиной, комиссар шутливо ответил, что задается тем же вопросом.
Авиация
Траектории полетов самолетов не оптимальны, что увеличивает издержки авиакомпаний, а это, следовательно, сказывается на цене билетов для пассажиров. Одна из причин такого явления, названная Калласом анахронизмом — наличие около 60 зон управления.
Он также подчеркнул, что самые развитые аэропорты практически достигли максимального уровня загруженности. К примеру, лондонский аэропорт Хитроу, самый крупный в Европе, по словам Калласа, исчерпал возможности для роста на 97%. Местные защитники экологии против расширения аэропорта и постройки третьей взлетной полосы, поэтому такие аэровокзалы вынужденны развиваться за счет увеличения количества рейсов.
Сотрудничество с Россией
Каллас в своей речи привел примеры того, как Европейский союз пытается сотрудничать с Россией, но из-за ряда разногласий сотрудничество зачастую становится неэффективным несмотря на то, что от заключения международных договоров выгоду могут получить обе стороны.
Пока что Европа может похвастаться экспериментальным поездом до Китая, который использует российское полотно. По словам Калласа, в частности, использование для сообщения между регионами именно железнодорожного транспорта оправданно — морские порты сильно перегружены, а очевидные препятствия в увеличении грузопотока носят не технический, а политический характер. Комиссар сказал, что много проблем возникает по вопросам таможни.
Если посмотреть на линии маршрутов трансконтинентальных перелетов из Европы в Азию, то они преимущественно огибают Россию. Этому есть два объяснения, как пояснил Каллас: слабость российской инфраструктуры и фактически монопольное положение Аэрофлота.
Каллас также отметил, что Еврокомиссия обладает ограниченным мандатом и не может регулировать рынок железной рукой. Орган лишь следит за исполнением рекомендаций и директив, а также за честностью конкуренции, в остальном изменения происходят согласно запросам рынка.