Вы почти девять лет живете за границей. Скажите, насколько хорошо вы осведомлены о жизни в Эстонии и как ею интересуетесь?

Очень хороший вопрос. Это непросто. Скажем так, нам доступны интернет-издания, но их откровенно мало. Бумажные издания попадают к нам в ограниченном количестве. Это уже говорит о том, что мы получаем меньше. Во-вторых, в Эстонии я могу встречаться с людьми. В этом случае можно получить более подробную картину. Сейчас такой возможности у меня нет, а войти в курс дела по телефону невозможно. Справедливо будет сказать: если я нахожусь за границей, то не могу так хорошо разбираться в происходящем в Эстонии.

Ваша жена в интервью Laupäevaleht сказала, что в Эстонии жить хорошо и она не понимает тех, кто жалуются. Вы согласны со своей супругой?

Скажу так: мы девять лет живем за границей, я не видел ни одной статьи, где кто-нибудь писал бы, что в Эстонии жить плохо. Так же не пишут и о том, что у нас нет проблем. Естественно, проблемы есть, но нет ничего черно-белого: что-то у Эстонии получается хорошо, что-то плохо. Как мы уже сегодня говорили, у нас нет проблем с пробками, но дороги плохие. Обратимся к другой области — у нас есть потенциал, но для его реализации требуются серьезные инвестиции. Окружающая среда Эстонии — относительно чистая, особенно в сравнении с некоторыми странами Европы, где много мусора.

Считается, что наша страна в сравнении с другими бедная. И это действительно так. Но эта бедность — относительная. На примере Бельгии: минимальная зарплата, которую платят самым неквалифицированным рабочим, по меркам Эстонии — очень большая, но в Бельгии вы на нее не проживете — расходы настолько высоки. Продукты стоят намного дороже, если вы не закупаетесь на рынках на окраине города, коммунальные расходы и расходы на аренду жилья тоже высокие, так что, да, жить в Эстонии хорошо.

Вас можно считать, скорее, гражданином Европы, нежели Эстонии. Как вы сохраняете объективность, особенно в тех случаях, когда определенная директива может повредить Эстонии или, скажем, Estonian Air в частности?

Мы давали клятву, что член комиссии не представляет никого, кроме Евросоюза. Если я стану представлять узкие интересы не только государства, а, к примеру, какой-либо авиакомпании, то это вызовет большие проблемы. За этим следят и следят очень серьезно. Если я скажу, что у Эстонии мнение такое или представление о каких-то вещах другое, это приветствуется. Несколько лет назад мы рассматривали одну очень неприятную тему, которая касалась Португалии. Я видел, как председателю Еврокомиссии (Жозе Мануэлу Дурану Баррозу. — Ред.) было тяжело сдерживаться, но он так и не сказал ни слова. Если ты привносишь мнения, знания и опыт своего государства, это обогащает, если же отстаиваешь узкие интересы, то можно заслужить недобрый взгляд. Я был свидетелем, когда один коллега сказал другому: если ты продолжишь высказываться в том же духе, то тебе придется уйти в отставку.

Поделиться
Комментарии