Начнем с приятной новости для тех, кто живет от зарплаты до зарплаты. Ее среднестатистический размер явно вырастет, и начнется рост уже во втором квартале следующего года, а в третьем перевалит за 900 евро (может быть, остановившись даже где-нибудь близко к тысяче). Правда, не будут стоять на месте и цены, но их среднестатистический рост не опередит увеличения зарплат. То есть эстонская экономика войдет в нормальный инфляционный режим, а бушевавшая по воле правительства в течение последних трех лет инфляция издержек сойдет на нет.

Тренд меняется в лучшую сторону

С чего вдруг? И не сам ли я ровно год назад предрекал на нынешний 2012 год этот разрушительный для экономики процесс? Процесс, когда государство с целью добыть средства в бюджет увеличивает акцизы и другие косвенные налоги на базовые ресурсы, из-за чего растет себестоимость всего и вся, разваливая внутренний спрос, сводя его в конце концов к самому ограниченному потребительскому набору: содержанию жилья, питанию и т.п., то есть к нищенскому жизненному уровню, которого мы достигли.

Даже по данным статистики, почти 20% семей находятся в зоне бедности, среди неполных семей, где мать и ребенок, бедность уже более 30%, а в семьях с двумя детьми бедных почти 27%. Для этих семей 21 декабря почти наступил конец света — судя по счетам за тепло и в ожидании январских счетов за электричество. То есть печальные ожидания в нынешнем году, к сожалению, сбылись.

И тем не менее в 2013 году экономический тренд изменится, страна перейдет в нормальную инфляционную стадию (что само по себе тоже счастье не большое, но семьям, живущим на зарплату, станет немного легче). Почему? Чтобы не тащить читателей в мудреную теорию, отметим только основные факторы ожидаемых перемен. Как невозможен конец света, так невозможна и гибель экономики. Экономисты знают, что когда из года в год дела идут хуже и хуже, вдруг в обществе что-то меняется, после чего в экономике наступает некое новое качество и ситуация меняется.

Не было бы счастья, да несчастье поможет

В нашем случае прежде всего сработают социально-психологические факторы на рынке труда. Сегодня ясно, что для оставшегося на плаву бизнеса существующая армия безработных не служит трудовым резервом. Найти квалифицированных работников на сложившийся уровень средней зарплаты больше не удастся. Я имею в виду не «лукавую цифру» среднестатистической зарплаты (855 евро), а действительную среднюю, которую публикует Налогово-таможенный департамент на основе подаваемых фирмами месячных деклараций. А она составляет 591 евро.

Произошел психологический перелом (прежде всего у молодежи). Молодые люди даже начинать переговоры вокруг такой зарплаты не хотят. Они с легкостью «делают ноги», впрочем как и квалифицированные работники старших возрастов. Полагаю, уже в первом квартале следующего года число уехавших на работу в другие страны вырастет не менее чем на 20%.

Второе важное обстоятельство: работники начинают осознавать силу солидарности. Переломной в этом смысле была забастовка врачей и одержанная ими победа. Думаю, в следующем году мы увидим открытые трудовые конфликты и в коммерческом секторе, где пока еще разрыв доходов между собственниками, а также высшим менеджментом по сравнению с доходами работников неприлично велик.

Хорошо там, где нас нет

Оппоненты могут сказать, что в странах Евросоюза 2013 год тоже ожидается не блестящим, и потому — будет ли куда ехать? Действительно, в еврозоне, и в частности по странам Северной Европы, на этот год планируется незначительный рост. Но там правительствами назначены точки роста и разработаны конкретные программы подъема реального (т.е. промышленного) сектора экономики.

Скажем, при поверхностном взгляде финская экономика переживает трудные времена. Даже легендарная Nokia только что выставила на продажу свое главное здание. Но финские власти уже приняли программу подъема на основе поддержек ряда отраслей. Так, государство дало 30 млн евро на развитие горнодобывающей промышленности. Есть расчеты, по которым ожидаются инвестиции в финскую экономику за 2013-2014 годы в размере 1 млрд евро. А реструктуризация всегда связана с ростом рабочих мест.

Идет активная модернизация реального сектора экономики в Германии. И, наконец, испытывает дефицит трудовых ресурсов промышленность питерского промышленного региона. На российском направлении ожидается дальнейший рост экспорта, и, конечно, нам поможет рост туризма из России (особенно в связи с резким падением потоков в Египет и другие страны того региона). Хотя надо быть реалистами и понимать, что проблема внешнеэкономических отношений с Россией не является для нас приоритетной.

А вернувшись к ожидаемой на 2013 год инфляции отметим, что если рост цен не обгонит рост зарплат (что, скорее всего, произойдет), то для держателей накоплений это будет очень плохо, а тем, кто весь доход тратит на потребление, — безразлично. В результате обоих этих процессов подрастет внутренний спрос, который к тому же будет подогреваться выгодным в условиях инфляции кредитованием. В общем, хуже, чем в нынешнем году, у нас не будет точно. И впервые за три последних года, на мой взгляд, уместен осторожный оптимизм.

Оригинал статьи был опубликован в еженедельнике «МК-Эстония».

Поделиться
Комментарии