Третья годовщина гибели Сергея Магнитского ознаменовалась одобрением большинством палаты представителей США (365 "за" — 43 "против") введения режима ”постоянных нормальных торговых отношений” с Россией, отменяющего поправку ”Джексона-Вэника” (1974), но в увязке со ”списком Магнитского”.

Мера вызвана слабым уровнем развития системы правосудия и высоким уровнем коррупции. МИД РФ назвал законодательную инициативу ”антироссийской” и обещал ответные жесткие меры.

Конгрессмены предложили создать постоянно пополняющуюся базу данных о российских грубых нарушителях прав человека и коррупционерах, которым будет запрещен въезд на территорию США, у которых будут заморожены счета. Пополнение информации, возможно, будет осуществляться благодаря горячей телефонной линии и вэб-сайту для сообщения о вымогательстве и взяточничестве.

По предложению инициатора закона Джима МакГоврена список будет открытыми, хотя предусматриваются исключения из правила.

”Список Магнитского” как интегральная часть введения формата ”нормальных отношений” вызвана глубокой озабоченностью отходом от демократии в России, так как речь идет не только о гибели одного человека и списке его преследователей, но о системе, которая порождает тысячи жертв, и о системе правосудия, которое не справляется со своей функцией в обществе, — продолжила Оюланд. — После 18 лет переговоров Россия начинает встраиваться в международные торговые отношения в новом качестве и США хотят ”нормальных” отношений с РФ. Этот формальный термин точно характеризует намерения. Поэтому новость положительная вдвойне — она расширяет обоюдные возможности для бизнеса и укрепляет законность”.

Масштабы коррупции в России заставили американских политиков всерьез задуматься о том, как развивать отношения по правилам ВТО и в то же время обезопасить бизнес от повторения трагедии Магнитского.

”Введение режима ”нормальных” торговых отношений между США и РФ взаимовыгодно, так как многократно увеличит обмен, будет способствовать диверсификации российской экономике, и, что самое главное, развитию среднего класса в России, — считает Оюланд. — Но отношения США и Россия намного шире, чем торговые. На них ответственность по обеспечению безопасности в ООН, перед ними общие вызовы в международной политике, — все это не позволяет закрывать глаза на беззаконие в России”.

Законодательная инициатива Палаты представителей должна быть одобрена Сенатом и президентом, что может произойти еще в текущем году. Но повлечет ли это за собой изменения в взаимоотношениях между Россией и ЕС?

”Да, безусловно, это законодательство будет иметь экстра-территориальные последствия, так как все банки США обязывают своих партнеров принимать к сведению их ”черные списки”, то есть все активы лиц из ”списка Магнитского” автоматически окажутся замороженными и в партнерских банках США в ЕС. Но не только! ”Список Магнитского” в США послужит катализатором общественного мнения в Европе. Я надеюсь, что принятие аналогичного законодательства в ЕС в борьбе с коррупцией не заставит себя долго ждать. Европа должна доказать приверженность своим идеалам демократии на деле!”

Поделиться
Комментарии