- Европейский союз говорит, что эти выборы для Украины станут лакмусовой бумажкой на проверку демократии. Перефразируем: в Украине нет никакой демократии?

- Выборы в любой стране — это всегда лакмусовая бумажка демократии, не только в Украине, потому что выборы — самый важный демократический институт, который свидетельствует о том, насколько народ может проявлять свою волю и руководить государством.

В Украине, как и в любом нормальном цивилизованном государстве, регулярно происходят выборы — выборы в парламент, выборы президента, местные выборы. Все согласились с тем, что последние выборы президента в Украине были демократичными, они основывались на общепризнанных нормах и принципах, в том числе и тех, которые пропагандируются ОБСЕ. И каких-то масштабных замечаний не было.

Сейчас, конечно, борьба происходит очень, очень острая, потому что много кандидатов, много партий, много лиц, которые считают, что только они могут правильно руководить государством и поэтому они должны занять место в парламенте. Это нормально явление. Есть ЦИК, следящий за тем, чтобы процесс этой предвыборной гонки проходил все же в нормальных цивилизованных рамках.

Демократичность этих выборов ни у кого на сегодняшний день не вызывает сомнений, потому что те замечания, которые есть сегодня, не носят какого-то принципиального характера, то есть не являются масштабными и такими, которые могут повлиять на результат выборов. Кто-то сделал плакат больше, чем положено, кто-то позволил себе резкое замечание в отношении конкурента, кто-то неизвестно откуда деньги взял на эти выборы… Как и в любом государстве.

У нас меньше опыта, естественно, чем во многих других странах, меньше опыта в плане построения, создания демократических институтов, но тем не менее эти двадцать лет, что Украина строит свое демократическое государство, свидетельствуют о том, что с каждым годом ситуация улучшается, все больше людей узнают, что такое права человека, что такое демократия, как защищать свои права.

Есть к нам претензии в плане дел Тимошенко и Луценко, которые многими на Западе воспринимаются как избирательное правосудие. Мы с этим стараемся бороться , поскольку имеем обязательства перед Советом Европы, перед Европейским союзом, которые указывают на то, что мы должны стоить государство, которое управляется законом, одинаковое для всех, чтобы никакой избирательности не наблюдалось.

Поскольку те люди, которых я перечислил, — бывшие политики, они нарушили законы, которые у нас тут действовали, то, конечно, пришлось ограничить их свободу.

Сегодня их дела рассматривают в Европейском суде по правам человека в Страсбурге, и если будет вынесено решение , что эти политики должны быть освобождены, то, естественно, наше правительство пойдет на выполнение такого решения, поскольку мы, вступая в Совет Европы, взяли на себя обязательства, кроме всего прочего, выполнять все решения, которые будут приниматься судом по правам человека.

- Как вы думаете, будут ли такие сюрпризы, как на выборах в Грузии, или же все пройдет спокойно?

- Все может быть, я не готов сказать, что таких сюрпризов не может быть. Может такое случиться, что Кличко сейчас наберет какое-то количество голосов, которое будет выше, чем у правящей партии. Это демократия, и мы должны к этому нормально относиться и не делать из этого трагедии.

Но есть социологические исследования, которые говорят, что правящая Партия Регионов сегодня идет на первом месте; за ней с небольшим отставанием идет партия ”Батькивщины” Тимошенко и Яценюка — они объеденились; за ними идет Кличко и его ”Удар”; следом партия коммунистов — Симоненко; за коммунистами — партия ”Свобода”. У нас есть еще миллион партий, которые наберут 0,002%. Пока никто не может сказать, какой будет структура Верховной Рады.

- Партию с символичным названием ”Удар” делали под Кличко? Согласитесь, что до профессионального политика ему — как до неба. Он чисто номинальная фигура, которая работает своим именем или как?

- Знаете, всякое бывает, в разных странах приходили к власти и спортсмены, и актеры. Много можно найти примеров, когда люди, которые, казалось, далеки от политики, приходят вдруг в эту сферу и успешно работают. Я думаю, что его фамилия, его титулы чемпиона мира по боксу импонируют женщинам, молодежи. Я думаю, у него избиратель будет, конечно.

И сегодня социологические опросы показывают, что он может даже второе место занять в избирательной компании.

Я его лично знаю как спортсмена, мы встречались в Нью-Йорке, беседовали, он довольно разумный человек.

Вы знаете, что такое кухонная политика? Это когда на кухне обсуждают политические вопросы, и все имеют рецепты, как улучшить нашу жизнь. Мы все в какой-то степени политики. Другое дело, что политика подразумевает использование целого набора инструментов, это сложный процесс, требующий умения лавировать, вступать в какие-то союзы, давать какие-то обещания, которые не имеют ничего общего с действительностью. Кличко сейчас, в процессе подготовки к выборам, учится всем приемам, чтобы быть таким политиком в традиционном смысле слова. У него есть свой избиратель. Он уже известен, его фамилия работает на него, и Кличко не надо проводить многоходовую избирательную компанию. Думаю, у него хорошие шансы. Каким он будет депутатом — посмотрим, если он попадает в Раду.

Поделиться
Комментарии