”Я родилась в 1981 году в Таллинне, — рассказывает Мария Delfi. — После развода родителей в 1994 году переехала с мамой и братом в Россию, потом — на Украину. В 17 лет сбежала из дома, захотела вернуться в Эстонию — на родину. Кроме свидетельства о рождении, у меня не было никакого документа, никакого гражданства.

Я нашла возможность купить документы гражданки России, стала зваться Татьяной (имя изменено. — Ред.), въехала на территорию Эстонии и даже получила эстонское гражданство. Спокойно прожила здесь после этого 12 лет. В 2003 году вышла замуж за гражданина Эстонии. В 2005 году родился первый ребенок, в 2010 году — второй. У детей — гражданство ЭР.

В прошлом году развелась с мужем. Живу у отца, нахожусь в отпуске по уходу за ребенком и временно не работаю. У отца гражданство российское — с видом на жительство. У матери — украинское, она на Украине.

Летом мне надо было менять паспорт, так как срок действия прежнего истекал. Проверка показала, что документы и основания для получения мною эстонского гражданства фальсифицированы. Не имея никаких возражений, я обратилась в отдел гражданства и миграции, а также в полицию со своим настоящим документом — свидетельством о рождении — и полным признанием того, что когда-то совершила ошибку. Но разговаривать со мной толком не захотели, сказали, чтобы я добивалась российского или украинского гражданства.

А я боюсь, что, если даже мне дадут российский или украинский паспорт, то, когда подам ходатайство о виде на жительство в Эстонии, меня депортируют. А ведь мои дети и близкие родственники живут именно здесь".

Юрист: на злобную преступницу или на неинтегрированную иммигрантку Мария не тянет

”Ситуация является крайне непростой, — констатирует юрист Мстислав Русаков. — У человека нет никаких действительных документов, кроме свидетельства о рождении. С учетом отсутствия гражданства какого-либо государства она могла бы ходатайствовать о сером паспорте. Однако его выдают только тем, у кого есть действующий вид на жительство. Его в данном случае нет. Для представления ходатайства о виде на жительство нужен паспорт. Круг замыкается”.

По словам Русакова, постоянное легальное пребывание в Эстонии в течение как минимум 5 лет дает право на получение постоянного вида на жительство, в случае если человек сдал экзамен по эстонскому языку как минимум на В1. Мария языком владеет, но при этом она пребывала в стране хоть и долго (12 лет), но нелегально, на основании фальшивого паспорта.

”Марии можно было бы получить временный вид на жительство по браку, — поясняет юрист. — Тем более, что он продолжался 10 лет и у пары двое детей. Однако на данный момент она в разводе. Насколько мне известно, супруги помирились и могли бы вновь зарегистрировать отношения, но это крайне сложно из-за отсутствия удостоверяющего личность документа”.

Мстислав Русаков считает, что это вполне житейская история, просто она попала в жернова сложного исторического периода: ”По большому счету, девочка убежала от мамы к папе и вернулась на родину, так как в других странах (Россия, Украина) не прижилась. Да, она избрала для этого несколько криминальный способ, но других вариантов у нее не было. И потом — столько лет прошло. Она не тянет на злобную преступницу или на какую-то неинтегрированную иммигрантку, от которой лучше избавиться. В миграционной службе тоже должны это как-то понимать”.

Власти напирают на легализацию через вид на жительство

”Мы не считаем правильным комментировать конкретный случай через СМИ, а рекомендуем человеку прийти в любой зал обслуживания по вопросам гражданства и миграции, где ему объяснят, что в его положении можно предпринять”, — отвечает Delfi Хелин Вахер из коммуникационного бюро Департамента полиции и погранохраны.

Однако общие принципы и процедурные правила, применяющиеся в подобных случаях, департамент в лице заведующей службой иностранцев Лийс Валк все же раскрывает: ”Лицо, не являющееся гражданином Эстонии, должно для легализации своего пребывания и дальнейшего проживания здесь ходатайствовать о виде на жительство. На основании этого документа, живя в Эстонии, человек сможет позже ходатайствовать о гражданстве в порядке натурализации, если выполнит условия, установленные Законом о гражданстве”.

Юрист Русаков видит единственным выходом ходатайство о временном виде на жительство на основании международного договора: ”В Эстонии проживает двое детей Марии. Оба они граждане Эстонии (по отцу). Ст.8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод предоставляет защиту от вмешательства государства в семейную жизнь человека. В данном случае семейная жизнь Марии проходит именно в Эстонии, и отсутствие легальных оснований для пребывания в ней очень ее затрудняет. Конвенция ООН о правах ребенка также содержит ряд положений, защищающих права детей и ставящих во главу угла именно их интересы. Здесь очевидно, что в интересах детей — проживание в стране своего гражданства вместе со своей мамой. В этом плане есть неплохая практика Государственного суда Эстонии. Что касается возможной высылки, то у миграционной службы возникли бы с этим нешуточные сложности, так как у Марии нет страны гражданства”.

Мария говорит, что за столько лет жизни под именем Татьяна она вполне сроднилась с этим именем: ”Оба имени — родные для меня. Правда, самые близкие люди называют меня все-таки Марией. Впрочем, с именами разобраться проще всего, остаться дома — гораздо сложнее”.

Поделиться
Комментарии